Что есть счёт, и что обозначают названия цифр? (Часть II)

В этой статье мы продолжаем изучать историю происхождения цифр, их названий, и времени их появления и т.д.{jcomments on}

ПЯТЬ и ШЕСТЬ

«К Ч. имеет отношение и другая (вторичная) классификация по пяти элементам. Из учения об элементах следуют две особенности. Одна из них состоит в канонизации числа пять, ставшего эталоном описания наиболее важных характеристик макро- и микрокосма (ср. кратность деления мира, число элементов, классов животных, органов чувств, внутренних органов, страстей, музыкальных нот, «основных» Ч. и т.п.; ср. пентады в буддизме и упанишадах 5 элементов, аспектов бытия, огней, ликов Шивы и т.п., в манихействе и в некоторых других традициях)».

Энциклопедия «Мифы народов мира». Числа.

Если 1 — это «вправо», 2 — «влево», 3 — «вниз», а 4 — «вверх», то было бы логично, если бы 5 и 6 имели значение «назад» и «вперёд». Невольно вспоминается, что зад — это «пятая точка опоры». Может ли слово пять обозначать «зад»? — Оказывается тому есть масса подтверждений:

Название числа 5 в разных языках Другие слова в разных языках
исп. cinco, лат. quinque, др.-ирл. сoiс, фр. cinq, арм. hing, ит. cinque исп. canco, cacha «ягодица»
бакск. bost, гот., алб. реsе, н.-луж. pes, кошуб. pi?c, польск. piec, лтш. рiесi, в.-луж. рjеc, тур. be?, казах. бес, узб. besh, алт. беш, беж?, фин. viisi, вепск. vi?, эстон. viis узб. past «низ», русс. позади, поза, исп. posaderas «зад», англ. past «минувшее», posterior «ягодица», тадж. пушт, пас «зад», лат. posterior «зад», ит. posteriore «зад», basso «низ», фр. fesse «ягодица», bas «низ», ирон. фаз «ягодица»
русс., укр., др.-русск. пять, блр. пяць, ст.-слав. п?ть, болг., макед., сербохорв. пет, словен., чеш. pet, полаб. pat, слвц. р?t, мордов. vete, коми vit русс. выпятить «выставить», уст. пятерь «навес, выступ», пята «опорная часть чего-либо, тупой конец», пятиться «двигаться задом», вспять, попятная, под «снизу», испод «нижняя часть», исподнее, подиум, бодог «посох», подошва, пуд, вепск. pada «горшок», швед. botten «дно», лтш. pat «ниже», блр., укр. спод «низ, дно», нем. boden «дно», греч. ????? «днище», удмурт. пыдэс «дно», санскр. pada «ступня, опора», ит. pata «опора», piede «ступня», фр. pied «ступня», англ. pad «подушка, мягкая подкладка, мягкое седло», pat «шлёпать», pot «горшок», bottom «низ, зад, дно, ягодицы», butt, buttocks «зад, ягодицы», тур., караим. but «окорок», блр. дупа «зад» (but- = дуп-), блг. дупка «дыра», а также узб. tub «низ», казах. т?п «низ, дно», кирг. т?б? «низ», а также шахм. пат «безвыходная ситуация», т.е. «ж..а» по-русски.
иврит. ????? [h?m??] англ. ham «окорок, бедро, зад», hammer «молоток», нем. hammelkeule «бараний окорок», исп. jam?n (хамон) «окорок»

тдж. пан?, цыган. пандж, греч. ????? [пенте], тохар. р?n, лит. penki, фарси. рang, др.-инд., хинди раnса, санскр. pancan, авест. раn?а, галльск. реmре русс. пендель, пень, пендюх «лентяй», панталоны, пантомима, понтон, пунда «грузило», норвеж. bunn «дно», ирон. бын «низ»
ирон. фондз, нем. f?nf , идиш finef, англ. five, др.-англ. fif, д.-в.-н. fimf, др.-исл. fimt, норвеж. fem, уэльск. pump, бретон. pemp англ. fundament «ягодица», лат. fundamentum «опора», исп., ит. fondo «низ, дно», фр. fond «дно»

Различие между ПЯТь, ПЕНТе, ПАНДж, ФОНДз и ПАНЧ — только в носовом произношении гласной (Я = ЕН, АН, ОН). Налицо общность происхождения большинства слов, исключение составляют отличающиеся слова из латинской группы (quinque), хотя др.-инд. раnса и лат. quinque вполне могут иметь родство, несмотря на фонетические сложности (p и q), которые, впрочем, могут быть объяснены схожестью символов. В названиях числа пять мы видим общность не только слов индоевропейских языков, но и уральских и алтайских, причём более явную, чем даже в названиях числа один.

Сравните также написание числа 5 и буквы Б, b (butt).

Названия числа 6 в разных языковых группах, в отличие от названий числа 5, не сохранили фонетической общности, зато смысловая общность затрагивает не только ностратические языки, но и семитские (егип., финик., иврит). Глубочайшая и потрясающая древность поистине лежит на поверхности:

Название числа 6 в разных языках Другие слова в разных языках
лат. др.-англ. sex, фр., англ. six,гот. saihs, тохар. s?k, skas, норвеж. seks, нем. sechs, др.-в.-н. sehs, идиш zeks, греч. ??i [екси], авест. x?va?, ирон. ?хс?з англ. sex «секс», серб. зец «кролик, заяц», хорв. zec «кролик», русс. заяц
санскрит. sas, иврит ?? [шеш], тадж. шаш, фарси ?e?, финик. ?-?, егип. s-y-s-w, исп. seis, ит. sei, др.-ирл. se, лит., лтш. se?i, хинди chaha, кимр. сhwесh русс. шишка, кукиш (ср. англ. cock), шиш «остроконечный или стоящий торчком предмет» (ср. «шиш тебе», «ни шиша нет»), шишок «указательный палец», жаждать «хотеть», санскр. shаshа «заяц»
русс., др.-русск., ст.-слав. шесть, блр. шэсць, укр. шiсть, болг., сербохорв., макед. шест, словен., чеш., слвц. ?еst, в.-луж., н.-луж. ?esc, польск. sze??, полаб. sest,др.-исл. sett, др.-инд. sаt, sastis русс. часть (тоже, что и член), русс. шест «длинная тонкая палка», шествовать «идти важно, с гордо поднятой головой», шустрый, шастать, жёсткий, жесть
тат, урум., шорск., карач.-балк. казах., кирг. алты, узб. olti, тур. alt? узб. oldinda «впереди», алт. алдында «впереди», чуваш. малта «впереди», шорск. алында «впереди», кирг. алды «впереди», баш., тат., карач.-балк., казах. алда «впереди», а также сравните с русс. жарг. елда
марийск. куд, хантыйск. хут, венг. hat, мансийск. хот, саам. кудт, эрзянск. кото, удмурт. куать, коми-зыр. квайт, водск. kuusi русс. уд, чудо, хитрость, тат. куян «заяц», томск., оренб., рязан. куень «заяц», лат. cuniculus «кролик», англ. cunning «хитрость»

«Шеша (?esa), в индуистской мифологии тысячеголовый змей, который поддерживает землю и служит ложем для Вишну, когда тот спит в океане в интервалах между творениями мира. В конце каждой кальпы Ш. извергает ядовитый огонь, уничтожающий вселенную. Постоянный эпитет Ш. — Ананта («Бесконечный»), и под этим именем он является символом бесконечности. В ряде мифов Ш. рассматривается как иллюзия Вишну или как часть (анша) самого Вишну; в свою очередь, старший брат Кришны — Баларама, в котором частично воплотился Вишну, почитается инкарнацией Ш. После смерти Баларамы Ш. покинул его тело и ушёл под землю (Мбх. I 67, 152; XVI 4, 13 и др.). Ш. — царь змей, или нагов, живущих в подземном мире. Другие цари змей (Так-шака, Васуки) считаются его братьями либо идентифицируются с ним. В мифе о пахтанье океана (см. в статье Индуистская мифология) боги с помощью Ш. вырвали из земли гору Мандару, а затем использовали её как мутовку, обмотав вокруг неё Ш. (или Васуки) в качестве верёвки. Ш. изображается в пурпурном одеянии, с белым ожерельем вокруг шеи, в одной руке он держит мутовку, а в другой — плуг (атрибут Баларамы). По народным поверьям, землетрясения вызываются зевотой Ш.«.

Энциклопедия «Мифы народов мира». Шеша.


Сравните уд, уж и удав, а также лтш. ??ska «змей», миф. ?esa (змей Шеша) и санскрит. sas «шесть», иврит ?? [шеш] «шесть», тадж. шаш «шесть», фарси ?e? «шесть», финик. ?-? «шесть», егип. s-y-s-w «шесть».

Число 6 на Руси, до введения современных чисел, записывали буквой Зело«) с титлом. Большинство названий числа 6 начинаются именно с этой буквы, и есть определённая схожесть в написании буквы S и цифры 6, а само изображение буквы зело напоминает змея, также как напоминает свернувшегося змея древне-индийское изображение числа 6 («Эволюция древнеиндийских цифр«).

«Злобу всякую, злое и злых пиши зелом».

И.И.Срезневский. Словарь Древнерусского Языка 1893

«Змий, змей, змеи (быт.3:1 ) — животное пресмыкающееся, отличающееся своею хитростью (мат. 10:16), равно как паническим страхом, который оно наводит на человека и животных. Диавол называется змеем и древним змеем (отк. 12:9,14,15), вероятно, чтоб указать на его коварство и злобу, а также и на то обстоятельство, что, прельщая Еву вкусить запрещенный плод и нарушить долг повиновения богу, он принял на себя вид змея, в каковом виде и описывается в свящ. писании (быт. 3:1 и след.; 2кор. 11:3). Змей служит для свящ. писателей эмблемою злобы (мат. 23:33), свирепости (пс. 57:5, прит. 23:32) и коварства (быт. 49:17)».

Библейская энциклопедия архимандрита Никифора 1891 год.

«Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».

Откровение Иоанна Богослова. Глава 13.


Ср. зло и зело.

666 — это SSS — три зело, т.е. трижды злое, треклятое, где троекратность — образ абсолютного зла.

В китайской натурфилософии считается, что существует 5 основных элементов, которым соответствует направления:

элемент направление
дерево восток
огонь юг
земля центр
металл запад
вода север

Если наложить это на результаты нашего исследования, то получиться, что направление «верх-низ» (небо-земля), принято за землю-центр (ось), при этом огонь — это число 1 (вправо), вода — это число 2 (влево), соответственно дерево и металл должны распределиться между числами 5 (назад) и 6 (вперёд).

 

Начертание и значение
(ср. «Эволюция древнеиндийских цифр«)
Древо Мировое
Дерево (пень)
Назад
Зад (часть тела)
Буквы «Б», «b»
Огненный Змей
Металл (жесть или ртуть)
Вперёд
Фаллос
Буква «S»

СЕМЬ и ВОСЕМЬ

Продолжаем расчленять Первочеловекa:
Название числа 7 в разных языках Другие слова в разных языках
русс., др.-русск. семь, блр. сем, укр. сім, норвеж., швед. sju, исланд. sjo, удм. сизьым, коми сизим русс. семя, земь, лит. esm? «суть», эвенк. се?мэ «зерно», нем. same «семя», якут.сиэмэ «семя», водск. seeme «семя», удмурт. зэм «правда», хорв. sjeme «зерно, семя», лит. s?ja «сеять», сказоч. «сезам откройся!» то же, что и «открой суть, тайну!»
русс. седьмой, ст.-слав. седмь, седмица «неделя», болг. седъм, хорв. s?dam, серб.седам, словен. se?d?m, слвц. sedem, польск. siedem, макед. седум, в.-луж. sedom, sydom, н.-луж. sedym, чеш., полаб. sedm, кашуб. setme польск. sedno «суть»
татар. жиде, казах. жеті, карач.-балк., кирг. жети, алт. jети, узб. etti, урум. йеди, тур. yedi русс. жито «зерно», словен. ?ito «зерно», чеш. j?dro «суть», англ. true «зерно, суть, ядро», русс. ядро, недра«правда», укр.ядро
исп. siete, ит. sette, якут. сэттэ, хинди sata, чуваш. сиччe, водск. seitsee, др.-ирл. sechtn русс. суть, сито, сеять [сеjать], лит. s?ti «сеять», санскрит. satya«правда», чуваш. ?ут? «свет», лтш. s?t «сеять», англ. seed «семя», лат. sedes «центр», полаб. sjo?te «святой»
русс. сентябрь «седьмой месяц считая от марта» (новый год до юлианской календарной реформы, также, как октябрь — от лат. octo «восьмой», ноябрь — от лат. novem «девять», декабрь — от лат. decem «десять»), водск. sentaabri «сентябрь», в Велескниге сента «седьмая», сент «семь» датск. sand «правда», англ. sense «чувства, разум», essence «суть», русс. центр, ит., исп. centro «центр», швед., англ., норвеж. center «центр», исп., ит.santo «святой», фр., англ. saint «святой», цыган. свэнто «святой», лит. ?ventas «святой»
датск. syv русс. сев, посев, святой, светлый, свет, ст.-слав. св?тъ «святой», болг. свет «святой», сербохорв. свет «святой», словен. sve?t «святой», чеш. svaty «святой», слвц. sv?ty «святой», польск. s?wie?ty «святой», в.-луж. swjaty «святой», н.-луж. swe?ty «святой»
англ. seven, др.-англ. seofon, нем. sieben, др.-в.-н., гот. sibun, идиш zibn, иврит ??? [шеба], суахили saba русс. семень, семена, идиш зоймэн «семя», чеш. semeno «зерно», лат. semen «сперма», фр. semer «сеять», лтш. zibens «молния», лит. ?iburys«свет», казах.себу «сеять»
хетт. ?iрtа, лат. septem, фр. sept, лтш. septini, лит. septyn?, санскр. saptan, др.-инд. sapta?, тохар. s??рtа, авест. hарtа, тдж. хафт, фарси haft, греч. ????, цыган. эфта, ирон. авд, венг. het русс. сыпать, щепоть, спора, лат. spargere «сыпать», греч. ?????? [спорос] «семя», польск.sperma «семя»

Единая семантика названий числа 7 у разных народов очевидна, семь — это «семя», «зерно», «ядро», «центр», «суть», «правда». 7 — это «семя» («суть»)

««Магическое число 7» (по словам Дж. Миллера) характеризует общую идею вселенной, константу в описании мирового дерева, полный состав пантеона, число сказочных героев — братьев (ср. «Семь братьев», «Семь Симеонов» и сестёр и т. п.), число дней недели, число дней праздников, количество цветов спектра, тонов в музыке, основных запахов стереохимической теории, константу, определяющую объем человеческой памяти, и т. п. В некоторых культурно-языковых традициях существует семиричная система счисления и/или число 7 выступает вообще как наиболее употребительное число, характеризующее почти универсально всё, что исчисляется в мифопоэтическом космосе».

Энциклопедия «Мифы народов мира». Числа.


Сравните современное и древне-индийское (см. «Эволюция древнеиндийских цифр«) начертание числа 7, а также название и начертание буквы Z (лат. zet, ст.-слав. земь, земля) и числа 7 (ит. sette, русс. семь).

Название числа 8 в разных языках Другие слова в разных языках
русс. восемь, блр. восем, укр. вісім, в.-луж. wosom, н.-луж. wosym, др.-русск., ст.-слав. осмь, болг. осъм, чеш. osm, макед. осум, серб. осам, хорв. osam, польск. osiem, словен. osem, слвц. osem, кашуб. ?semka русс. ось, блр. вось «ось», укр. вісь «ось», в.-луж. wo?ska «ось», н.-луж. wo?s «ось», полаб. v?s «ось», фр. essieu «ось», ит. asse «ось», osso «кость», лтш. asinis «кость», лат. ?s, ossis «кость», айнск. suma «камень», санскр. ashman «камень»,
санскр. astan, лтш. asto?i, лит. a?tuoni?, др.-инд. ast?u, ast??, авест. a?ta, ирон. аст, фарси hasht, тадж. ?ашт, нем. acht, идиш akht, ирл. ocht, гот. ahta?u русс. стан «тело человека; укреплённый лагерь», останки «то, что осталось от тела покойного», тадж. устухон «кость», греч. ?????? [остеон] «кость», кирг. уст «хребет», устун «столб», аст » нижняя часть, основание», узб. ustun «столб», ит. catena «хребет», ast «шест», фр. axe «ось», нем. achse «ось», д.-в.-н. ahsa «ось», идиш акс «ось», тур. aks «ось», др.-инд. a?sthi «кость», авест. asti «кость», казах. аст «нижняя часть, основание», тат. аста «внизу», тдж. сутун «столб», швед. , дат. sten «камень», исланд. steinn «камень», нем., норвеж.stein «камень», идиш штэйн «камень», англ. stone «камень»
англ. eight, др.англ. eahta, греч. ????[охто], цыган.охто, исп. ocho, лат. octo, ит. otto, датск. otte, норвеж. ?tte, швед. ?tta, хинди atha фр. ?chine «позвоночник», русс. остов, ость, кость, кирг. ок «ось», др.-инд. a?ks?as «ось», авест. а?а «ось», швед. f?ste «опора», польск. ko??, o?? «кость», греч. ???? [эксон] «ось»
казах. сегіз, карач.-балк., кирг. сегиз, узб. sakkiz, алт. сегис, чуваш. сак?р, урумск. сетиз, тур. sekiz, якут. а?ыс, тат. сигез кирг. сегиз к?ч?к «крестец», с??к «кость», лат. seges «поле, основание»
аккад. sam?ne, финик. ?-m-n, иврит ?????[шемонех], суахили themani ирон. с?м?н «ось», чуваш. ш?м? «кость»

8 — это «кости» («хребет»).

Сравните название и начертание современного и древне-индийского (см. «Эволюция древнеиндийских цифр«) числа 8 и первой буквы в слове Восемь.

Помимо соотнесения чисел с «чреслами», опять видим явную пространственную привязку:

7 — центр
8 — ось

 

Начертание и значение
(ср. «Эволюция древнеиндийских цифр«)
Суть, Правда, Ядро, Зерно
Свет
Центр
Семя
Буква «Z»
Основа, Основание
Камень
Ось
Хребет, Кость
Буква «B»


ДЕВЯТЬ и ДЕСЯТЬ

«В ряде традиций с числом 7 соперничает число 9, получаемое троекратным повторением триады. В старой китайской поэзии число 9 используется в значении «все». Большую роль играет оно в индивидуальном мистическом опыте».

Энциклопедия «Мифы народов мира». Числа.

Название числа 9 в разных языках Другие слова в разных языках
русс., укр. девять, серб. девет, хорв. devet, чеш. dev?t, ст.-слав. дев?ть, лтш. devi?i, лит. devyni?, болг. девет, словен. devet, слвц. dev?t русс. Див, диво, дивный, одевать «покрывать, укрывать, скрывать», отдавать «терять», лит. deve??ti «носить на себе (платье)», санскр. deva «бог», devataa «божество», фр. devenir «становиться», англ. develop «расти, развиваться, начинаться», румын. developa «проявлять», developare «проявление», deveni «становиться», лтш. d?v?t «называть», санскрит. Deva «бог», divasa «небо», латыш. Dievs «бог», лит. Diewas «бог», англ. Divinity «божественный», др.-исл. tivar «боги», исл. t?var «мужи, люди», лтш. dv?sele «душа», лит. dva?se? «дух, душа», водск. taivaz «небо»

блр. дзевяць, кашуб. dzewi?c, польск. dziewi??, в.-луж. dz?ewjec?, н.-луж. z?ewjes? русс. живой «быстрый, подвижный», шевелиться, живот «жизнь, часть тела, душа», живец «мелкая рыба», ст.-слав. живот «жизнь, душа», дша «душа», лит. ?uvis «рыба», лтш. zivis «рыба», узб. gavda «тело», датск. give «давать», англ. give «упругость, давать», макед. жива «ртуть», лезгин. живе «ртуть», карач., урум. джан «душа», казах., кирг. жан «душа, жизнь», тат. жан «душа», блр. дзюба «нос», др.-русск. ?авити «показать, явить», ?ав? «ясно; определенно; открыто», чеш. jeviti «показать», слвц. jаvit «показать», англ. show «показывать»
удмурт. укмыс, коми ?кмыс, водск. ?hes??, вепск. ?hesa, эстон. ?heksa, эрзян. veykse русс., айнск. огонь, ст.-слав. огнь, блр. агонь, укр. вогонь, макед. оган, словен. ogenj, чеш. ohe?, лтш. uguns «огонь», польск ogie? «огонь», лат. ignis «огонь», санскр. agni «огонь», др.-инд. agni?s? «огонь», русс. агнец, кирг. укмуш «диво», тат. укмаш «сбитый в комок»
коряк. ?оньгайчы?кэн узб. kongil «душа», алт. к??н «душа», чуваш. чун «душа», тадж. ?он «душа», лит. k?nas «тело»
урум. дохуз, тур. dokuz, якут. то?ус, карач.-балк. тогъуз, тат. тугыз, казах. то?ыз, узб. toqqiz, чуваш. т?хх?р, кирг. тогуз лит. dangus «небо», тур. g?ky?z? «небо», монг. тагнай «небо», русс., укр., сербохорв., болг. дух, ст.-слав. доухъ, русс. тугой, воздух, духовка «печь», словен. du?h «дух», чеш., польск., в.-луж., н.-луж. duch «дух», лит. dau?sos «воздух», греч. ???? «бог», др.-инд. Dy?us «бог, небо», исп. Dios «бог», лат. Deus «бог», фр. Dieu «бог», тат. тугыз «несколько, много», англ. together «вместе, воедино, собранный», шорск. туг «родить», тат. туган «родственник», монг. тугалах «отелиться», казах. ту?ан «рождение», башк. ту?ан «родственник», коми ?кмыны «собирать»
ингуш. ийс, монг. ес русс. шорск., Иисус, ст.-слав. Ис, Исъ «Иисус», блр. Ісус, Езус «Иисус», хорв. Isus «Иисус», англ. Jesus «Иисус», суахили Yesu «Иисус», тур. ?sa «иисус», тат. ис «запах, дух», хис «чувство», узб. his «чувство», otash «огонь», башк. е? «запах», кирг. ис «угар», коми ис «нюх, чутьё», казах. иіс «нюх, чутьё», ес «ум, разум», тув. ис «идти по следу», ит. istinto «нюх», ёжа «чувство», тдж. ?ис «чувство», эрзян. ёжо «чувство», русс. осязание, коми ?зтыны «зажечь», др.-инд. ??s?ati «жжет», др.-исл. usli «огонь», венг. isten «бог»
иврит ??? [теша], аккад. ti?e, финик. t-?-`, суахили tisa русс. тискать «сжимать», тиски, тесьма, туша «тело», затушить (огонь), тушить (пищу), русс., блр., укр. айнск., макед., болг., сербохорв. душа, якут. дуу?а «душа», польск. dusza «душа», чеш. du?e, коми душ, ст.-слав. доуша, словен., слвц., в.-луж., н.-луж. du?a, русс. души «люди», тдж. оташ «огонь», тур. ate? «огонь», коми тшын «дым»
тдж. n??, фарси noh, туркмен., курд. n?, эвенк. егин, др.-англ. nigon, голанд. negen русс., блр., укр. нюх «чутьё», монг. х?н «душа», ирон. н?у?г «новый», ног «новый», эвенк. ?о?ктан «нюх», нем. neugeboren «новорожденный»
д.-в.-н., гот. niun, исланд. niu, нем. neun, англ. nine, идиш nayn, греч. ????? [эннея], норвеж. ni, датск. ni, швед. nio, тохар. n?u, исп. nina «зрачок», санскр. ninada?, ninadam «звук», ninayet «соединяться», вепск. ninev «плотный», коряк. ынныын «рыба», лтш. na?uj? «стремительный, спешный», др.-прусск. nauns «новый», др.-ирл. naue «новый», фр. nu «обнажённое тело», удм. ин «небо»
санскр. nava, др.-инд., авест. na?va, исп. nueve, ит. nove, лат. novem, миккенск. e-ne-wo, фр. neuf, хинди nau
др.-русск., ст.-слав. новъ «новый», русс. невиданный, невидаль, новый, навигация, Навь «неизвестность», навка «душа умершего», наваждение, укр. новий, блр. новы «новый», серб., болг. нов «новый», словен., хорв. nov «новый», польск., в.-луж., н.-луж. nоwу «новый», чеш., слвц. novy? «новый», лтш. nav «нет, нету», n?ves «смертный», санскр. nava «новый», др.-инд. na?vas «новый», авест. nаvа «новый», хетт. nеwа «новый», исп. nueva «новость», лат. nove «новый», швед., дат. ny «новый», цыган. нэво «новый», фр. nouveau «новый», nouveau-n? «новорожденный», тдж. нав «новый», нем. neu «новый», англ. new «новый», греч. ???? [неос] «новый», русс. овен «баран», англ. oven «печь, духовка»
бакск. bederatzi, ирон. фараст русс. печь, фр. federation «союз», лат. foedus «союз», англ. body «тело», тур. beden «тело», индонез. badan «тело», удм. быдэс «целый», казах. б?тін «целый», тдж., якут. бутун «целый», монг. б?рэн «целый», буудлага «огонь», тат. б?тен «целый», алт. б?д?н «целый», русс. сбитый, бутон, нем. feuer «огонь», англ. fire «огонь», норвеж., швед. fyr «огонь»

«Признается связь между и.-е. *nev??? и *nevos «новый» (см. но?вый), потому что с девяти начинается новый отрезок счета, в то время как и.-е. *ok?t?u «восемь» своей формой двойств. числа свидетельствует о древнем четверичном счете«.

М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Девять.

«Отдавать, укрывать, покрывать, скрытое, неизвестное, невиданное, дивное, новое, начинаться, рождать, называть, проявляться, шевелиться, быстрый, подвижный, рыба, живой, живот, упругий, сжатый, соединённый, целый, тело, человек, душа, воздух, небо, Бог, Иисус, агнец, огонь, дым, дух, запах, нюх, чувство, чутьё, разум» — всё это одним словом «ЖИЗНЬ».

девять = джевять (в.-луж. dz?ewjec?) = живот

9 — это ст.-слав. живот «тело, жизнь».

Сравните название и написание букв g (англ. джи, лат. жэ) , g(англ. джи, русс. дэ), с начертанием числа 9, и первой буквы в слове gевять. См. также «Эволюция древнеиндийских цифр«.

Название числа 10 в разных языках Другие слова в разных языках
русс., укр. десять, ст.-слав. дес?ть, болг., макед. де?сет, сербохорв. де?сет, чеш., словен. deset, слвц. desat, блр. дзесяць, польск. dziesie?c?, кашуб. dzes?c, в.-луж. dz?esac?, н.-луж. z?ases?, алб. dhjete?, русс. -дцать (в числительных второго и выше десятка), ирл. deich, фр. dix, тадж. да?, перс., фарси dah, цыган. дэш, санскр. dashan, груз. ати русс. тесть «глава», отец «старший», ит. testa «голова, ум», duce «вождь», исп. testa «голова, перед, разум, смекалка», testa coronada «король, монарх», англ. testa «кожура, панцирь», польск. dziad «дед», блр. дзед «дед», сербохорв. дjе?д «дед», в.-луж. dz?e?d «дед», англ. teacher «учитель», др.-русск., ст.-слав. отьць, блр., болг. оце?ц, укр. отець, чуваш., чеш., слвц. otec, сербохорв. о?тац, санскр. taata «отец», татар. ?ти «отец», киргиз., карач.-балк., казах. ата «отец», чуваш. атте «отец», словен. ata «отец», греч. ???? «отец», лат. аttа «отец», гот. atta «отец», хетт. аttа? «отец», ирл. aite «опекун, воспитатель», греч. ???? [теос] «верховный, главный бог», Зевс, русс. тятя, дядя, дед, учитель, титло «заголовок», титул «заголовок, заглавие, звание», др.-прусск. thetis «дед», лит. te??tis «батюшка», лит. di?dis «большой, великий», лтш. de??ds «старик», н.-луж. z?e?d «старик», тур., чагат. d?d? «дед, батюшка», ит. tutela «опекунство», tutore «опекун», исп. tutela «опекунство», tutor «опекун», англ. tutor «учитель, опекун», фр. t?te «голова, лицо», tuteur «опекун», монг. дээд «главный»
коми даса, др.-инд., хинди da?c?a, dac?a?t, авест. dasa, исп. diez, ит. dieci, ирон. д?с, удмурт. дас, венг. t?z, арм. tasn, лат. decem, лтш. desmit, др.-лит. de?imtis, лит. de??imt, др.-прусск. dessempts, dessimpts, водск. t??mmen русс. дюжий, алт. адазы «отец», тур. tasa «забота», алт. т?с «главный»
бретон. dek, греч. deka, тохар. s??k англ. duke «герцог», польск. deka «покрывало», нем. decke «крышка, покрытие», русс. сачок, мешок, фр. sac «мешок», исп. saco «мешок», нем., англ. sack «мешок», чеш. ?ok «мешок», идиш закь «мешок», ит. sacco «мешок», венг. zs?k «мешок», норвеж. sekk «мешок», лат. saccus «мешок», дат. s?k «мешок»
эвенк. дя?н, др.-англ. t?n, англ. ten, идиш. цен, др.-сакс. tehan, гот. taihun, др.-в.-нем. zehan, нем. zehn, швед. tia, норвеж., дат. ti, ислан. t?u др.-русск. отьнь «отчий», чинный, ценный, тат. Т??ре «бог, всевышний», киргиз. Те?ир «бог, небо», те?ирей «приподнятый, вздёрнутый», якут. Та?ара «бог», казах. Т??ірі «бог, небо», тур. Tanri «бог», кирг. та?ырай «поднятый вверх, вздёрнутый», карач.-балк. Тейри «бог», тейрикъылыч «радуга», монг. Тэнгэр, Ш?тээн «бог, эфир», сканд. Донар (Тор) «бог грома», чеш. ?ne?ti «торчать, выситься», лат., англ., польск., румын., швед. senior «старейший, старший, главный», исп. cenital «главный»
чуваш. вун, тат. ун, тур., киргиз., казах., урум., алт., карач.-балк. он, узб. on англ. on «на» (указывает на нахождение на поверхности какого-либо объекта), фр. un «первый»
иврит. ??? [эсер], аккадск. e?er, финик. `-?-r русс. царь, цыган. шэро «голова», тдж. сар «голова», ит. capo «голова», ирон. с?р «голова», англ. ser «ценность», др.-англ. sar «огромный», айнск. sapa «голова», санскр. shiras «голова», тур., англ., sir «сэр, сударь, господин», якут. с?р?н «главный», тур. esas «главный»
коряк. мынгыткэн коряк. мэй?ычг’ын «старший», англ. main «главный, первый», монг. манлайлах «главный», якут. ма?найгы «первый»
10 — это то, что сверху, то, что главнее, выше, т.е. — «голова».

Сравните:

  • название буквы О (ст.-слав. Он) с названиями числа 1О ( тур., киргиз., казах., урум., алт., карач.-балк., узб. Он);
  • изображение головы? с др.-инд. изображением числа 10 — О (см. «Эволюция древнеиндийских цифр«) и нулём О;
  • название греч. буквы ? (тета [theta]) с русс. тятя, тесть;
  • греч. theta «тета» с алб. dhjete? «десять», англ head «голова»;
  • первые буквы в словах Theta с англ. Ten «десять».

По всей видимости изображение нуля — это и есть древнее изображение числа десять, а сам ноль — это десятка перемещённая в начала счёта в связи с необходжимостью такой меры для позиционной системы счисления по целочисленному основанию 10.

Начертание и значение
(ср. «Эволюция древнеиндийских цифр«)
Огонь (Дух)
Жизнь, Скрытое, Новое
Подвижное
Сфера, Целое
Тело, Душа, Разум, Чувства
Буква «g«
Эфир
Бог
Верхнее, Главное
Место, Вместилище
Голова
Буквы «О», «

ИТОГИ

«Все такие «числовые» тексты также дают основания для утверждения, что в архаичных культурах число и счёт были сакрализованными средствами ориентации и «космизации» вселенной. С их помощью всякий раз, когда это было нужно, репродуцировалась структура космоса и правила ориентации в нём человека. Появление счётно-хозяйственных текстов относится к типологически более поздней стадии, когда члены числового ряда утратили свои прежние функции, а сам числовой ряд стал гомогенным. Дискуссии о соотношении Числа и Слова, математики и поэзии — также удел более позднего времени. Тем не менее они несут в себе следы мифопоэтической концепции чисел. Во всяком случае, уместно указать две основные тенденции в области этих отношений».

Энциклопедия «Мифы народов мира». Числа.

Наше исследование показало, что в древности счёт действительно являлся взаимосвязанной космогонической системой представлений, объединяющей мифы о сотворении мира путём расчленения тела Первочеловека (Пуруша, Имир, Пань-Гу), категории пространства, представления о мироустройстве и образные понятия. Нам остаётся только восхищаться мудростью наших предков.

Число Связь с алфавитом Первочеловек Пространство Стихии (элементы) Прочее
I Iедин Сильная рука Вправо Огонь (Пламя) Муж, Я
2
Два Слабая рука Влево Вода Дева, Мы
3
Земля (three-три-терра «земля») Нога Вниз Земля Твердь
Ч Четыре Вторая нога Вверх Ветер Стрела
5
бять Зад Назад Дерево Древо
6
?есть Фаллос Вперёд Металл Змей
7
Zемь Семя Центр Свет Суть, Правда
8
Восемь Кости, Хребет Ось Камень Основание
9
gевять Тело, Душа, Жизнь Комок, Сфера Огонь (Дух) Новое, Бог, Целое
10
?есять Голова Место Эфир Отец-Бог, Небо
Мы знаем, что в древности цифры обозначали буквами, но как оказалось и современные цифры имеют самое непосредственное отношение к буквам алфавита, причём, если три из них можно соотнести с буквами не очень уверенно, то семь (70%) показывают абсолютное совпадение начертаний чисел и первых букв в названиях этих чисел. Удивительно, что всё сказанное относится к славянским названиям чисел.

Что же было первично цифры или буквы?

Цифра
Буква

Во-первых: названия чисел в разных языках, и даже в разных языковых семьях (!) показывают максимально близкую семантику, несмотря на большое разнообразие лексических форм. Это говорит, как минимум о том, что ещё до разделения ностратической макросемьи, т.е. более чем 15 тыс. лет назад счёт от 1 до 10 уже существовал, а владеющие им, понимали смысл названий чисел.

Во-вторых: цифры от 0 до 4 имеют явно антропоморфное происхождение, т.е. схематично изображают части человеческого тела в соответствии с тем смыслом который обнаруживается в названиях чисел. Эти цифры могли быть изобретены ещё во времена четверичного счёта:

0 (кружок) — голова;
1 (палочка) — прямая, сильная рука;
2 (волна) — кривая, слабая рука;
3 и 4 (молнии) — две ноги с коленными и голеностопными суставами.

С некоторой натяжкой к ним можно отнести также цифры 5 и 6:

5 (выступающий относительно вертикальной палочки изгиб) — зад;
6 (кружочек с палочкой) — мужское достоинство «в профиль».

Кроме того число три зовётся «террой», а записывается «землёй», и при этом название числа три — самое устойчивое, и скорей всего почти не изменилось с незапамятных времён. Такое могло быть только в том случае, если у буквы 3 новое название — «земля».

Как минимум для пяти цифр от 0 до 4, можно утверждать, что их начертания первичны по отношению к буквам.

Кроме того, на внешний вид цифр, вполне могло повлиять титло (ср. титло и число), что и послужило основной причиной отличия цифр от букв:

Какой же народ создал т.н. «арабские цифры»? — Внимательный читатель, скорей всего уже сделал правильные выводы.


Источник

Читайте также:

Добавить комментарий