Деревянные ложки


Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. {jcomments on}

 

Деревянные ложки хороши еще и тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.

 

Это прекрасный обычай, который не стоит забывать. Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

 

Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

 

Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется огромная самоотдача и талант. Вырезание деревянных сувениров — это целое искусство, которому обучаются годами. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению.
Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п. Ложку украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали. Следует отметить, что ложки для растирания пищи не покрывались лаком.

А вот остальные виды деревянных ложек имеют очень нарядный вид. Их расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком.

 

В долгой родословной деревянной посуды особо надо отметить начало II тысячелетия н.э.

 

Этот период вполне можно назвать началом «века дерева».

В новгородских и киевских раскопках обнаружены не только остатки деревянных ложек, ковшей, черпаков и прочей посуды, относящейся к X-XII векам, но и того инструмента из железа, которым они были сделаны. Его форма и материал указали на возможность массового производства резной и долблёной посуды, т.е. на зарождение ремесленничества.

Надо отметить, что ложки делались самые разные. Вероятно в определённой мере это объяснялось развивающимся кулинарным искусством.
Утончённые линии, изящные контуры стали отличать ложки десертные. Миниатюрные,

увеличить

кажущиеся хрупкими и невесомыми, вошли в быт зажиточных людей чайные и кофейные ложечки. Но и самые простые ложки не были безликими, по их форме, отделке непременно можно было узнать, в какой местности они сделаны.

Как и в каждом массовом производстве, в ложкарном деле работали мастера, чей труд вполне можно было назвать искусством.
Их ложки сильно отличались от массовой продукции. Например, ряд художественно оформленных ложек из Сергиева Посада, дошедших до наших дней, посвящён Сергию Радонежскому, основавшему здесь монастырь. Ложки эти украшались росписью и резьбой. На тыльной стороне черпака у многих ложек схематично изображены кистью монастырские постройки.

 

увеличить

увеличить


Ложки каждой группы отличались разнообразием. Но при всём многообразии форм и видов в «анатомии» ложки можно выделить общие детали.

Раз мы интересуемся ложками, нужно их знать:

—    лопасть (ковшик, черпачок, черпак) ложки;

—    черенок, или ручка. По форме черенка бывают круглые строганые, круглые точёные, плоские, гранёные, овальные и другие;

—    коковка-круглое утолщение на конце круглого или гранёного черенка, оно позволяет лучше удержать ложку в руках;

—    галтель коковки-полукруглый переход от утолщения коковки к черенок;

—    мостик-гребень, который соединяет снизу лопасть с черенком и усиливает тем самым прочность в наиболее слабом месте, на изломе;

—    лунка-выемка в лопасти для черпания пищи;

—    гранка-прямая подрезка, ограничивающая длину круглой части черенка около лопасти;

—    шейка-боковой переход от черпачка к черенку.

 

Ложки для разливания пищи.

 

Такие ложки в 1,5-2 раза больше, чем ложки для еды, и называются уполовниками, или ополовниками. Уполовник имеет овальный черпак и мржет быть как с крючком на конце черенка, так и без крючка.

 

Ложки, используемые при приготовлении блюд.

растирательные-длиной от 22до 36 см в зависимости от того, насколько густы растираемые продукты. Протирательные ложки обычно не окрашивают. Чтобы вынимать из чугуна, горшка или котла пельмени, мясо, рыбуили овощи, а также снимать пену, пользовались шумовками-ложками с почти плоским большим черпаком, усеянным сквозными отверстиями, и длинным круглым или плоским черенком.

 

Ложки для еды.

Для еды повсеместно использовалась рабочая ложка. Это одна из самых крупных ложек, с круглой лопастью и глубокой лункой. Приметная деталь рабочей ложки-точёный, завершавший черенок, и шейка между ними.

Ложка-межеумок, как и рабочая ложка, использовалась простым людом для еды из мисок. Внешне, по форме она мало отличается от рабочей ложки, лишь черенки разные: у межеумка он не точёный, а кругло обрезанный ножом. И у рабочей ложки, и у межеумка черенок плавно, без гранки вливается в черпачок.

 

Специальные ложки:

Ложка для горчицы-это сравнительно небольшая ковшеобразная ложка, даже ложечка; вырезали её из ценных пород-пальмы, груши, клена.

Ложка для соли такая же как горчичная, но ещё меньше и ближе по форме к загибке, хотя сегодня существует много и других форм.

У ложки для грибов длинный, обычно точеный круглый или плоский черенок и ковш с продольным узким пазом внизу лунки.
Через паз выливается рассол.

Ложка для снятия сливок имеет яйцевидный ковшик, чуть сплюснутый к черенку, с неглубокой лункой.

увеличить

увеличить увеличить

Хотьковские ложки

Башкирские ложки

Унцукульские ложки

Амурские ложки

Безусловно, яркие расписные ложки сразу обращают на себя внимание, но привлекают и шоколадноотнотонные ложки из подмосковного Хотькова, привлекают затейливой вязью своих плоских ручек, созданной только лезвием резака.
Во многом благодаря именно хотьковским ложкам мир увидел украшающую их своеобразную абрамцево-кудренскую резьбу.

увеличить

 

Ложка и ковш-черпак для богатой липой Башкирии— традиционные предметы местного промысла.
Ложки были преимущественно белые, реже с резьбовым орнаментом или окрашенные темно-коричневой морилкой.
Новаторы уфимского объединения «Адыгель», не сразу, конечно, приняли заманчивую и популярную «золотую» технологию.
Правомерно ли было культивировать чужие традиции?
Однако художники с самого начала отделили процесс «золочения» от росписи ложек, которая по красочной гамме, орнаментальным мотивам вовсе не похожа на хохломскую.

 

увеличить увеличить увеличить

Искусство украшения предметов из дерева металлическим набойным узором возникло в аварском селе Унцукуль (Дагестан) очень давно, примерно на рубеже XVII-XVIII веков.

Орнаменты инкрустаций здесь самые разнообразные, но при этом в каждой унцукульской композиции неизменно есть извивающаяся дорожка, образованная косыми пластинками, обрамленными проволочной каймой.

 

увеличить увеличить

Амурские ложки мало похожи на привычные европейские.
Если посмотреть на их «профиль», то возникают ассоциации со стрелой или пером птицы: тонкие, прямые, но примерно с середины они пластично выгибаются. На лопаточках некоторых ложек прорезаны отверстия в  форме завитков.

увеличить

увеличить

 

 


Изготовление ложки начинается с заготовки древесины.

Поможет здесь обыкновенная двуручная пила или лучковая пила.

Топор тесальный имеет короткое топорище и употребляется для раскалывания отрезков дерева на отдельные (продольные) части и придания им потом грубого подобия ложки (баклуши).

Топор обрубальный отличается от тесального только формой топорища и его насадкой.

Топор-тесло служит для вырубания в ложке выемки-лунки и отличается от обыкновенных топоров формой металлической части и её насадкой на топорище. Полотно тесла корытообразной формы, а само лезвие имеет полукруглое сечение.

Нож обрезальный имеет большую фаску и должен быть остро наточен, так как применяется для окончательной наружной обработки ложки.

Резец необходим для обработки лунки черпака. Загиб резца по своей форме и размерам соответствует вырезаемой ложке. Затачивается резец с двух сторон но фаска снимается только с внутренней стороны.

увеличить


Резные декоративные и сувенирные ложки

Технология выполнения резных ложек включает следующие операции (рис. 1):

1. Нанести на заготовки контур ложки.
2. Выпилить болванку по размеченным линиям.
3. По шаблону разметить боковые контуры и вырезать форму ложки.
4. Обработать внутреннюю и наружную поверхность.
5. Отшлифовать ложку и отделать ее выжиганием, используя национальный орнамент.

Рис. 1

Чтобы ложка не давала трещин, после отделки покрываем ее 1-2 слоями льняного отбеленного масла.

Инструмент для изготовления ложек самый простой: нож-косяк и полукруглый резец для резания внутренней поверхности (рис. 2). Для разрезания древесины по прямым линиям используем столярную ножовку с мелкими зубьями. Лучшим материалом для изготовления ложек является липа. Если же ее нет, то можно использовать осину или ольху. Заготовки делаем из доски толщиной 40 мм.

Рис. 2

Мастики и пропиточные масла для резных работ

 

Помню свою первую работу, ещё мальчишкой вырезал птичку, зяблика из липового чурбачка. Чтобы придать более привлекательный внешний вид работе, покрыл масляным лаком в несколько слоёв. Заблестело…

Наверное, и лакированные вещи должны быть, но когда я увидел вощёные изделия, я отказался от других видов обработки. Воск подчёркивает дерево, проявляя всю его красоту, в то же время не «режет» глаза своим ненатуральным блеском, как лак. Впрочем, сейчас есть лаки на водной основе, которые смотрятся очень достойно. Но, на мой взгляд, пока лучше воска ещё ничего не придумали.

Но вощение мягких пород деревьев, таких как липа, ольха, осина представляет определённую сложность. Чтобы добиться приятного матового блеска, нужно затратить много сил и времени.

Когда я столкнулся с этой проблемой, стал искать варианты решения. Вначале пропитывал изделие обычным подсолнечным маслом, высушивал, если требовалось, пропитывал несколько раз. Затем начинал вощить. Результаты получались очень хорошие.

Но пропитывать свои работы обычным растительным маслом мне показалось неинтересным. Начались эксперименты с различными добавками. Настаивал масло на всевозможных травах и корнях. В конце концов, методом проб и ошибок нашёл для себя несколько рецептов.

 

Пропиточные масла

В этой статье я не буду приводить самые сложные свои находки, и у меня должна остаться какая-то тайна. В то же время, вот несколько несложных, но не менее эффективных рецептов. Для приготовления пропитки можно использовать любое растительное масло. Идеальный вариант — это льняное масло.

1. Мятное масло

100 г сухих листьев мяты нужно измельчить в порошок, засыпать в стеклянную посуду, залить 500 мл растительного масла, закрыть крышкой, хорошо взболтать, поставить в тёмное место. Ежедневно взбалтывать, настаивать 10-14 дней. Затем масло процедить, хранить в тёмном месте.

2. Масло дягиля

Корни дягиля измельчить и готовить так же как мятное масло в пропорции 1:5.

3. Масло из корней одуванчика

Готовится аналогично предыдущему.

4. Семитравное масло

Состав: корни дягиля, корни одуванчика, корни лопуха, корни лабазника, корни девясила, корни окопника, корни сабельника. Дубильные вещества, которые содержаться в корнях, переходят в масло, и при пропитке дерева, укрепляют его поверхностный слой, что является хорошей подготовкой к полировке.

Пропорции ингредиентов этого масла я держу в секрете, готовится оно, как и все остальные. Если у вас возникнет желание приготовить такое масло, я могу выслать этот семитравный сбор с подробными инструкциями.

Мастики

На основе масел, можно готовить восковые мастики.

заделка  трещин

Для этого воск с маслом нужно нагреть на водяной бане в стеклянной посуде, дождаться полного растворения воска, разлить в стеклянную ёмкость с широким горлом, остудить. Пропорции масла к воску могут быть такими: 2 части масла — 1 часть воска, 3 части масла — 1 часть воска, 4 части масла — 1 часть воска. В зависимости от количества масла и воска, получается твёрдая или мягкая мастика, с такой мастикой работать гораздо проще чем с воском. Для твёрдых пород дерева можно использовать мягкие мастики, для мягких — более твёрдые. Вот пошаговый пример обработки липовой ложки:

    1. Пропитываю липовую ложку маслом дягиля
    2. Просушиваю
    3. Вышкуриваю ещё раз мелкой наждачной бумагой
    4. Опять пропитываю маслом и высушиваю
    5. Если требуется, ещё раз вышкуриваю
    6. Пропитываю маслом ещё раз
    7. Полирую войлоком, используя твёрдую восковую мастику,
    приготовленную на масле дягиля

Так как на каждое изделие у меня уходит много времени, я привыкаю к нему, ведь постоянно в руках. Дерево начинает откликаться. Сложно это объяснить, эмоционально чувствую себя очень комфортно. И, в зависимости от тех ощущений, которые приходят во время работы, я для каждой вещи использую то или иное масло или мастику.

Например, мятное масло имеет тонкий приятный аромат, и это масло я использую для первой пропитки липы, осины, или ольхи. Эти породы дерева очень хорошо впитывают мятное масло, и после просушки, вышкуривать мелкие шероховатости и сколы гораздо легче. Нюансов, которыми я руководствуюсь при подборе масла или мастики, очень много. Пока вы сами не попробуете различные способы, вы не узнаете, какой получается эффект. Масло дягиля укрепляет поверхностный слой, и его я использую, когда попадается «бархатное» дерево. Сколько его ни ошкуривай, всё равно верхний слой «мохрится».

Вот сейчас передо мной лежит липовая ложка, которая дожидается полировки. Я её уже несколько раз пропитал мятным маслом и несколько раз вышкурил. Специально для этой ложки сварил мастику из мятного масла с добавлением корней лабазника и калгана. Почему я сделал именно так, а не иначе, сказать сложно, это на уровне ощущений. Тут связано с энергетикой самой ложки. Хотя, подозреваю, что для многих, словосочетание «энергетика ложки», не имеет никакого смысла.

Тем не менее, я думаю и поступаю так, а не иначе. И судя по отзывам тех людей, кому попадают мои работы, в том, что я делаю, есть какое-то рациональное зерно.

Пропитка семитравном маслом даёт очень сильную энергетику резным изделиям. Его я использую, когда сама форма пластики и порода дерева требует этого. Опять же, как «требует», это уже на уровне ощущений. К тому же, аромат этого масла благотворно влияет на здоровье. Пропитка маслами и обработка мастикой на маслах, придают дереву более насыщенные цвет, подчёркивают волокна, визуально делают вещи более объёмными. Светлые породы: берёза, липа, осина — приобретают золотистые оттенки. А тёмные: дуб, красное дерево, сирень — смотрятся ещё благороднее.

Воск для мастик я покупаю непосредственно у пчеловодов. Очень часто специально не до конца очищенное от мертвых пчёл и прополиса и мёда. Когда варишь мастику на таком воске, проявляется ещё один ароматный медовый оттенок. К тому же, небольшое количество прополиса тоже укрепляет поверхность дерева.

Если мне нужно очень хорошо укрепить поверхностный слой, при варке мастики я добавляю вишневую или сливовую камедь, которую собираю летом в саду. Ещё можно добавить старую еловую вываренную живицу. Такая живица в твёрдом виде встречается на стволах старых елей в форме каплевидных наплывов. Она не прилипает к рукам и довольно крепкая.

Впрочем, я живицу не вывариваю, а пережёвываю. Правда, не каждому понравится горький вкус еловой живицы. Для меня же это не представляет никаких проблем, и во время лесных вылазок я заготавливаю таким образом несколько десятков грамм твёрдой живицы.

Прежде чем добавить живицу в горячую мастику, нужно измельчить её в порошок и добавлять в разогретое масло небольшими порциями и дожидаться полного растворения. После растворения живицы можно добавлять воск. Обычно, на 100 г масла я добавляю не более 10-15 г живицы.

 

На самом деле, рецептов различных масел и мастик у меня гораздо больше, чем я тут описал, в год разрабатываю ещё 2-3 рецепта. Если вам интересно, экспериментируйте, правда, для этого нужно изучать растения.

 

Читайте также:

Добавить комментарий