Монолитные артефакты допотопной культуры

Untitled.png
Каждый из нас, живя в современном мире, окруженный в большей или меньшей степени устройствами, приборами, приспособлениями и изделиями, которые прочно и неразрывно вошли в наш быт, зачастую не задумывается, а как работает или как сделана та или иная штука. В основном пользователи знают только кнопку вкл/выкл (такая красненькая с кружочком и палочкой), место, куда нужно втыкать зарядку или блок питания, где открывается или закрывается то или иное устройство и так далее.
 
То, что у аборигена, скажем, из Эфиопии, вызовет восторг и испуг, и возможно даже побудит его обратиться к духам, мы даже не замечаем, потому что настолько привыкли, что не можем даже и предположить на секунду, что этого может не быть. И только дети, которые еще не зашорены безконечной умственной «жевачкой» и вопросом «а где взять деньги?», задают вопросы и пытаются понять устройство неведомого и прекрасного мира, в котором им по воле Высших сил довелось жить.
 

Если мы не замечаем высокотехнологичных вещей, которые изобретены относительно недавно и только-только вошли в нашу жизнь, и к которым мы уже успели привыкнуть и воспринимать как данность, то что же говорить о высокотехнологичных вещах более древних, доставшихся нам в наследство с глубин веков? Нам-то говорят, что цивилизация совершает только эволюцию, и что мы от наиболее примитивного пришли к высокопрогрессивному, и сегодня Человек стал во всех смыслах Царем Природы, Повелителем ресурсов и пространства, законным обладателем планеты Земля. Нам говорят, что цивилизация ныне находится на высшей ступени развития по сравнению с предыдущими эпохами, и сегодня для нас практически нет ничего невозможного.

 

НО ТАК ЛИ ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ? Давайте разбираться.

 

Часть 1. Музеи

 

Слово «Музей» происходит от греческого «????????» — дом или храм муз. Как видно из греческого написания, корень «Муз» писался через букву «оук», которой в греческом не было — «М?з». Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. Появление огромного количества музеев по всей Европе приходится именно на 18 век, тогда утвердилась своеобразная «мода» на собрание коллекции экспонатов в одном месте. Напрашивается вопрос — а почему это именно в 18 веке так активно появляются музеи в современном смысле этого слова — то есть здания, в котором собраны экспонаты, показывающие культуру различных веков? Почему короли и правители европейских государств в течении всего 18 века занимаются коллекционированием и собирают громаднейшие коллекции предметов разных эпох? Ответ нам могут дать следующие гравюры и рисунки:

 

Джованни Баттиста Пиранези. «Виды римского форума и арки Септимия Севера». Ок. 1750-х годов:

Зигмунд Вогель. «Widok Bramy Pobocznej» 1785

Pieter Casteels II. «Вид на Лувр и Тур-де Несл от Иль-де-ла-Сите», между 1674 и 1675

Автор неизвестен. «Кармонтель дает ключи от парка Монсо в Париже герцогу Шартре». 1790

Думаю, этого пока предостаточно, чтобы сделать промежуточное предположение — в 17-18 веке в Европе случилась большая (или череда больших) природных катастроф, вероятно большое наводнение или потоп. На полотнах и гравюрах видны следы селевых наносов и глины, которые впоследствии «спрятали» под брусчаткой, а еще позже — под асфальтом. Но все-таки когда асфальт иногда проваливается, можно увидеть такую картину. Ни о каких «культурных слоях» речи не идет, это сплошной пласт глины:

А теперь давайте предположим, что после череды вышеупомянутых катастроф на место старой цивилизации пришла новая, и ей в наследство досталось огромное количество артефактов допотопной культуры — города (вместе с зданиями и инфраструктурой), безчетное количество статуй и изделий из камня, мебель, предметы быта, устройства, настоящее назначение которых унесла с собой в могилу старая цивилизация и так далее.

 

Если говорить образным языком — то представте, что аборигены из Африки нашли заброшенный советский город со всей инфраструктурой (например, Чернобыль). Самое первое, что они начнут делать — это тащить все, что блестит и представляет с их точки зрения большую ценность — каждый себе в дом, совершенно не догадываясь, что он тащит. Он может взять рацию, проделать в ней дырку камнем, вытащить плату и носить как амулет. Бюст Ильича для них будет статуей неведомого им древнего божества, и по частоте упоминания этого имени и изображений в заброшенном городе они непременно сделают вывод, что древние поклонялись этому божеству, моля о дожде или ветре, а пионеры с трубами будут в их сознании непременно сопроводить фанфарными звуками таинство магических ритуалов посвящения богам.

 

Предметы, назначение которых очевидно — стулья, столы, мебель, кухонные приборы и так далее — сразу пойдут в дома аборигенов, а самые красивые заберет себе вождь или царь этого племени, и видя, что его старый дом из веток намного хуже, чем роскошный каменный дворец «Дома культуры и отдыха» или же «Драмтеатра им. Орджоникидзе», он вместе со своей свитой переселится туда и устроит там свою резиденцию, хотя по привычкам он будет все тем же аборигеном, который мочится на паркет, но который живет в пышности и комфорте. А позднее, когда к аборигенам приедет прибежит «иноплеменная делегация» , чтобы выяснить, с чего это вдруг папуасы живут в таком великолепном каменном городе, который как небо и земля отличаетрся от их родных шалашей, то, возможно, царь додумается похвастаться, что аборигены сами построили все это великолепие, и что все это произвели их мастера, которые вдруг научились обрабатывать и строить из камня, стали все делать в стилистике «возрождения древней Ленинской культуры», научились столярному, камнерезному, изобразительному и другим ремеслам. При этом сами живут, несмотря на кажущийся уровень культуры, как прежние аборигены, со всеми нравами и обычаями, предусмотренной канализацией не пользуются — сами «построили», но потом, видимо, забыли — душ и ванна для них также понятия неведомые, и эта привилегия только царя и т.д и т.п. Звучит слишком утрированно, не правда ли?

 

Я забыл еще сказать, что аборигены скорее всего самые крутые штуки могут снести в одно место и показывать другим уровень их технического прогресса. Турбина от самолета, гусеницы от трактора, проводной телефон, автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа» — все это как нельзя лучше составит коллекцию не только древних, но и «своих» изделий, вместе с настоящими поделками папуасов — простенькими бусами, луком с орнаментом, колчаном, глиняной чашей для еды и так далее, которые по уровню технологий и качества значительно будут отличаться от советских изделий, изготовленных серийно на заводах.

 

Вы уже поняли, что я плавно подвел мою мысль к экспонатам в современных музее, и вы наверное полагаете, что только что описанный мною образ с аборигенами и советским городом это некая паралельная реальность. Тогда я покажу вам. Но предупреждаю — мысль о том, что мы очень напоминаем тех самых аборигенов, а не «высшую ступень эволюции» как по знаниям, так и по уровню технологий — может шокировать, травмировать и нехило задеть самолюбие. Поэтому пожалуйста, если вы не готовы к такому — лучше читать дальше не стоит. Нет, я серьезно, не надо. Хотя, как знаете. Выбираете только вы.

 

Давайте, наконец, посмотрим на артефакты, из-за которых собственно данная статья получила свое название. Мы рассмотрим основные музеи мира (Лувр, Париж; Метрополитан музей, Нью-Йорк; Британский музей, Лондон; Эрмитаж, Санкт-Петербург; Музеи Ватикана, Рим; Старый Музей, Берлин и т.д), королевские дворцы и парковые комплексы.

 

Часть 2. Артефакты

 

При сборе материалов для статьи я окончательно убедился в том, что прошлой культуре было СОВЕРШЕННО ВСЕ РАВНО из какого материала делать изделия и какого уровня сложности оно будет. Они одинаково великолепно изготовляли как небольшую монолитную вазу, так и монолитную колонну весом в десятки, а то и сотни тонн. Итак, начнем нашу экскурсию с музеев Ватикана.

 

Античная садовая римская ваза, 1 век н.э. Музей Пия Климентия, Ватикан:

Обратите внимание на полировку и идеальную округлую форму. Да-да, вот этот цветочек центре — это тоже часть мраморного монолита.

Ну и теперь для полноты картины смотрим на размеры. Впечатляет? Как это сделали древние римляне, не имея современных станков для камнеобработки (только на них можно получить такую округлую форму, а для такой качественной полировки нужно либо тереть интенсивно поверхность месяцами, либо иметь подобие современных шлифовальных машинок) — история умалчивает.

Вот еще одна римская ваза из порфира, которая датируется 2-3 веком нашей эры. Идентичная округлая форма.

Вот для образа:

Вот эта ваза также сделана без применения станков? 1 век до нашей эры. Музей Пия Клементия, Ватикан

Большая мраморная ваза из Ватиканского музея. Вдали стоят каменные вазы поменьше, и в самом помещении отделка из разных пород камней и монолитные каменные колонны:

Перед самим музеем тоже некогда стояла монолитная каменная колонна, но потом ее почему-то снесли, и ныне на этом месте красуется так любимый альтернативщиками шар в шаре:

А теперь экспонат в Стокгольме, Швеция, из «шведского камня» (очень напоминающего внешне порфир), который датируется 1825 годом. Так кто кого старше? Эта ваза тоже кстати сделана вручную по оф. версии:

А вот ваза из Эрмитажа. Датируется 19 веком.

Еще одна… Идеальная отполированная вогнутая поверхность.Камень отполирован до блеска на любых изогнутых поверхностях. Сколько нужно тереть вручную, чтобы добится такого блеска? Как вручную можно сделать такой радиус и идеальную по всему периметру вогнутую поверхность?…и еще однаИ еще одна… 

  

Ватикан. Обыкновенный белый мрамор. Обратите внимание, как выполнены сухожилия на ножках, шкура на головах мужчин и «листики» вокруг их шей.

Античный порфировый треножник (2 век нашей эры). Неаполитанский археологический музей, Италия

А теперь давайте посмотрим похожие экспонаты с аналогичными треугольными подставками, но уже 19 века и из камня потверже. Эрмитаж. Материал очень напоминает серый гранит, из которых сделаны Атланты портика Нового Эрмитажа:

Треножники сделаны из разного материала, но по одному шаблону.

Вне зависимости от твердости материала, сложности, размера и объема работ, все сделано одинаково безукоризненно с идеальной полировкой до блеска.

 

А вот эрмитажевское монолитное чудо из порфира, изготовлялась официально в 1856-1861, причем с детальными подробностями:

В 1862 году на международную выставку в Лондон была отправлена «Химерическая” ваза: высотой 135 см, диаметром 131 см, в форме круглой большой чаши на трех ножках в виде звериных лап и трехгранным основанием из серо-фиолетового коргонского порфира. Ваза – повторение античной вазы. Рисунок воспроизвел художник Пранг. Заготовки для вазы и цоколя были добыты при управляющем К.Х. Вецеле. Приступили к работе над вазой в январе 1857 года уже под руководством И.Злобина. Окончили работу 28.02.1861 года.

 

Интересна подробность работы над вазой – И.Злобин первым, среди российских камнерезов, внедрил копировальный станок Андрея Нартова. Три химерических ножки, поддерживающие вазу под плинтом, обрабатывались одновременно, сохраняя полную схожесть с гипсовым оригиналом, формы которого на режущий инструмент пере-давал жесткий копир. В рапорте от 11 октября 1861 года И.Злобин пишет: « Только с уверенностью в успехе я приступил к обточке вазы на новом механизме… Ваза шлифовалась свинцовыми терками, введенными при мне…».

 

За эту вазу жюри присудило бронзовую медаль, которая является экспонатом Колыванского музея, а сама ваза украшает один из залов Эрмитажа.

К свинцовым теркам мы вернемся еще во второй части данной статьи. А сейчас рассмотрим рисунок Пиранези, изображающий такой же артефакт, но из мрамора, найденный при раскопках виллы Эмо в Риме. Отличается он от эрмитажевского лишь наличием мелких деталей в районе крепления ножек, а также наличием барельефа по окружности. Возможно, именно с этой вазы делали копию.

Еще один экспонат Эрмитажа с занимательной историей.

И снова Пиранези.

И вот странное дело — когда я изучал аннотации к альбому Пиранези, изображающем античные мраморные предметы быта и не только (два вышепредставленных рисунка именно из него. Полное собрание работ Пиранези, включая данный альбом, вы можете скачать ТУТ , я наткнулся на удивительные вещи — дескать какие-то артефакты он рисовал с натуры, а какие-то просто выдумывал! Так сказать в стилизации. Это притом, что практически на КАЖДОМ рисунке есть подпись где были найдены данные предметы (в основном это виллы) и где ныне хранятся (на момент середины 18 века). Если экспонаты сохранились, как например этот треножник, который находится в одном из музеев Ватикана, значит это настоящее, если экспонат не сохранился либо же в запаснике (а я больше чем в этом уверен) — значит, его Пиранези выдумал.

А ведь у Пиранези есть вот такие вещи. Да, это все мрамор — мягкий камень, с которым очень легко работать, однако качество на высочайшем уровне. Мельчайшие жилки листочков, шерсть животных, спираль на рогах, объемный свисающий из рога изобилия виноград… Некоторые артефакты ныне выставлены в музеях, некоторые я найти не смог:

В музеях Ватикана очень много находится «античных» изделий из различных типов камней. 

Древнеримская ваза. Мрамор. 2 век нашей эры. Музей Пия Климентия, Ватикан.

А теперь взглянем на более сложные изделия из твердого камня в Эрмитаже.

Прожилка говорит о том, что это именно камень твердой породы, а не пластмаса, как кажется на первый взгляд, причем неясно, какой именно, ибо к этому экспонату пояснений в самом Эрмитаже нет.

Такой же невероятный экспонат уже в музее им. Врубеля в Омске из порфирита (с комментариями человека, сфотографировавшего его)

«Это ваза из порфирита. Горная порода. Цельный кусок горного камня, не литьё, а сплошная механическая обработка — я не смог найти стыковочных мест.

Это точно горная порода, смотрите на характерный узор породы. А грани, грани идеально ровные, какие углы, полусферы. Лично я сомневаюсь, что сейчас такое можно сделать.

А как выполнить вот такие внутренние прямые углы?

А внутреннее углубление — это просто космос!

Я работал на предприятии проектировщиком и технологом — не представляю, как это сделать. Даже бронзовым литьём под высоким давлением такие фигуры и грани не получить!

Вот тоже шедевр.

Очень сложная в изготовлении ваза.»

Такая же малахитовая в Эрмитаже:

И последняя:

 

Замечательная квадратная античная ваза из красного египетского мрамора, 1 век нашей эры, музей Ватикана. Опасная это вещь, я вам скажу — интернет. То и дело найдется какой-нибудь отчаянный, который найдет и сравнит.

Что старше — экспонаты в Эрмитаже или «древнеримская» ваза?

 

Еще одна ваза в Ватикане. Как вы уже догадались — античная:

А это вазы начала 19 века, созданные официально итальянцем Benedetto Boschetti:

Теперь посмотрим на вот это…

Думаете, это еще один рисунок Пиранези? Отнюдь. Это ваза из яшмы с твердостью 7 из 10 по шкале Мооса (то есть такая же твердая, как гранит и порфир). Стоит она в Эрмитаже и датируется 1873 годом.

Вот порфировые вазы 18 века из Лувра, Париж, Франция. Следует отметить, что по шкале твердости горных пород Мооса кварцевый порфир приблизительно такой же твердый, как и гранит.

Порфировая римская античная ваза с бородатыми масками, 1-2 столетие нашей эры, Метрополитен музей, Нью-Йорк

Порфировая ваза из частной коллекции CHISWICK HOUSE COLLECTION, 18 век, Лондон, Великобритания

А это уже порфировое изделие из Эрмитажа. Середина 19 века.

И если предыдущие экспонаты 19 кое-как еще вкладываются в представление о том, что это возможно сделать на станках с ножным приводом или с приводом от мельницы, даже несмотря на то, что твердый камень требует не только очень высоких оборотов, но и специальных твердых инструментов из закаленной высоколегированной стали с алмазным покрытием (как правило на современных фрезерных и токарных станках по обработке мягких и средних по твердости пород камня применяются вращающиеся круглые пилы, все производство автоматизированно), то вот эта невероятнейшая ваза из Эрмитажа не поддается никаким попыткам здравого смысла объяснить, а как же это сделано. Объемные «3D» листочки на крышке, объемная извивающаяся ленточка возле объемной головы с детально прорисованным волосяным покровом, 3 отверстия на ручке разного диаметра, которые смотрятся так, как будто сошли пару часов назад с супертехнологичного японского производства, и много чего еще такого, на что инженеры и технологи только лишь в недоумении пожмут плечами.  Описания к экспонату нет, и неизвестно, из какого именно камня коричневого цвета без вкраплений сделано сие чудо. Я предполагаю, что это порфир, из которого сделана ваза с Лондонской выставки.

 

Теперь давайте перейдем к круглым каменным монолитным чашам. Начну, пожалуй, с того, что такие рисуют на своих полотнах художники 18 века. 

Детали с картин Паннини и Юбера:

Баболовская чаша в Петербурге

 

Гранитная чаша в Люстгартене, Берлин

Некогда она была отполирована до блеска. 1830 годПорфировая чаша в Ватикане, Рим. Чаша официально принадлежала императору Нерону, в ней он купался. Обратите внимание на центральную объемную круглую деталь.Вот такая же на чаше в Эрмитаже

А вот эта «древнеримская» чаша из базилики Сан-Зено, Верона, ИталияЕще одна, разрушенная в Templum Pacis, Рим:
Римская чаша в Palazzo altemps в Риме

Этрусская порфировая чаша


Fontana di via degli Staderari, Рим

«Фонтан черепах» в Риме. 1580 — 1588 годы.

Fontana del Nicchione в Риме. Гранитная чашаТеперь рассмотрим каменные ванны. Вот они на полотнах художников-посткатастрофистов.

Ну а теперь материальные свидетельства. Санкт-Петербург, Россия:

Гранитная ванна

Питер

Гранитные ванны из музея Ватикана, Рим, Италия

А вот эта ванна очень интересна. Выражаясь современным техническим языком, в ней присутствует такой элемент машинной обработки, как трубчатое сверление:


Ванна, найденная при раскопках в вилле Адрианна, Рим.

И последняя ванна из музея Ватикана, просто поражающая воображение. Древнеегипетская ванна, привезенная в Рим, выполнена из редкого черного асуанского гранита, отполирована, как зеркало. Прожилки заходят на объемного льва и идут дальше.

Скол:

Fontana del Mascherone di Santa Sabina, Рим

Античные гранитные ванны из садов Боболи, Флоренция, Италия

Гранитная ванна из терм Каракаллы на площади Фарнезе, Рим, Италия
Алтарь базилики Святого Бартоломео, Рим

Гранитная ванна (выступающая как саркофаг) в Миланском кафедральном соборе, Милан, ИталияМосква, Россия. Клумба в городском парке.Лувр, Париж, Франция
Парк Сан-Суси, Потсдам, Германия

Карьер в Асуане, две грубые заготовки под ванные, Египет. Они доказывают, что все эти гранитные ванны — не литье из искуственного гранита, а именно машинная обработка. Размеры этой ванны явно не под человеческий рост.


Теперь посмотрим на каменные бюсты и статуи. Как уже было сказано в первой части, вне зависимости от твердости камня и сложности работ — выполнено все безукоризненно.

Порфировая статуя Траяна из Ватиканского музея

Порфировая статуя императора Адриана, найденная при раскопках в Цезарии, Израиль. 

Порфировая статуя Марка Аврелия в Старом Музее, Берлин

Порфировая статуя Траяна или Адриана, Ватиканский музей. Даже после стольких лет статуя не утратила блеск.

По каким признакам определяли, кого изображает статуя — я затрудняюсь ответить.

Бюст священника из Ватиканского музея. Посмотрите вначале на качество полировки и гладкости, затем на руки со сколами, снова на бюст, и снова на необработанную структуру камня. Прикиньте, как это можно сделать вручную.

Порфировый бюст Минервы. Музей Лувра, Париж

Базальтовое лицо мальчика, 440 год до н.э, музей ватикана

Базальтовые древнеримские статуи

Базальтовая статуя Афродиты, Калифорнийский научный музей, Лос-Анджелес, США. Посмотрите, как передана прозрачная ткань. И это базальт. Космический уровень технологий.

Диоритовые статуи из Ватиканского музея

Диоритовая статуя фараона Хефрена, Каирский музейБазальтовый бюст из Британского музея, ЛондонОтдельного внимания заслуживают каменные львы, которые использовались как фонтаны. 

Два идентичнх базальтовых льва под Ватиканским музеем с отверстиями во рту, некогда использовались как фонтаны.

Базальтовый лев из Ватикана со следами эрозии

Гранитные львы из Рима

Львы на Plazza Plebiscito, Неаполь


«Фонтан Львов» в Неаполе. Монолитная гранитная чаша.

«Аквариумный лев» в усадьбе Архангельское, МоскваГранитные львы у Пушкинского музея, Санкт-ПетербургГранитный лев в Петергофе, Санкт-Петербург, Россия

Просто космический по уровню обработки древнеримский лев из зеленого базальта, шар выполнен из мрамора. Музей Лувра.

Обратите внимание на неровность поверхности, на которой стоит лев.

Присмотримся повнимательнее и обнаружим интереснейшую вещь…

Гранитный лев из затопленного дворца Клеопатры в Александрии

Можно было бы показать таких же львов с шарами из разных уголков Евразии, однако же они все, как правило, выполнены из мрамора (то есть мягкого камня). В данной статье я старался собрать и показать артефакты только из твердых пород камня а также подтолкнуть к мысли, что исходя из массовости и практически полной идентичности уже не получится сказать, что это все делалось годам и при помощи тысячи рабов, скорее это тянет на серийное производство, ежели на «спецзаказ сильных мира сего».

Древнеримский каменный леопард из Ватиканского музея
Грнатный сфинкс с набережной Санкт-Петербурга


Гранитный сфинкс из Метрополитен музея, Нью-Йорк

И напоследок — статуи в египетском стиле из разных материалов из разных музеев мира:

Мои личные небольшие промежуточные выводы — так называемая «древнеегипетская» и так называемая «древнеримская» культуры были связаны не только как соединение для обмена культурным опытом и в качестве симбиоза двух разных начал (условно неизвестная пока нам раса «яйцеголовых» и негроидов в Египте, и условно «арии» в античной культуре»), но также и по уровню технологий. Причем в «египетской» культуре уровень детализации был скорее символическим, при высоких технологиях камнеобработки. Египетские экспонаты смотрятся, как будто созданные маленькими детьми, которые стремятся условно передать образ, но при этом с мастерством взрослого опытного мастера. В случае же с античной культурой — уровень детализации и реалистичности просто поражает, будь это животные, растения (в качестве объемных барельефов), люди или же представители других рас (великаны, гномы, кентавры, рогатые с козьими ногами и т.д) — все передано наиболее реалистично вплоть до волосков на шкуре или же складок морщин на лбу вне зависимости от твердости камня и сложности работ. 

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий