Древние портовые крепости, удалённые от современного моря


Стал искать информацию, и, практически, ничего не нашел. Когда разглядывал старые карты (помните, которые я отправил в комментариях к Копорью), обнаружил, что замок был у воды. Начал снова искать информацию, опять в русскоязычной части её не обнаружил. Догадался посмотреть статью в Википедии на английском, и, вуаля! Ниже найдёте всю информацию (странно, что я не нашел этого раньше).
Рядом протекает река
Читаем Wiki на русском:
Расеборгский замок (швед. Raseborgs slott, фин. Raaseporin linna) — средневековый замок в Финляндии в городе Расеборг. Замок был основан Бо Йонссоном Грипом и первый этап строительства должен был быть завершен между 1373 и 1378. Первое письменное упоминание о замке датируется 1378 годом. Основная задача замка защищать интересы Швеции в южной Финляндии против ганзейского города Таллина.
Читаем Wiki на английском (переводим с английского на русский):
До воды залива сейчас – более двух килиметров:
Ну а теперь про гляциоизостазию из Wiki:
Исторически подъём суши был замечен раньше, и скорости перемещения, особенно сразу после снятия ледовой нагрузки, тут намного больше. Зоны опускания земной коры тоже есть, но большей частью расположены на материковом шельфе.
Модель динамики современного рельефа поверхности. Красные области поднимаются из-за удаления ледяных покровов. Синие области опускаются из-за повторного заполнения океанических бассейнов.
Согласно геофизическим данным, земная кора под внутренними частями Антарктического и Гренландского ледниковых покровов изостатически прогнута на величину, равную 1/3—1/4 толщины налегающего льда. В настоящее время также установлено, что и дегляциация Британских островов, Скандинавского полуострова, Канады, шельфа Баренцева моря и многих других областей сопровождалась интенсивными компенсационными поднятиями, которые в ряде случаев продолжаются и сейчас. Голоценовые поднятия свойственны и периферийным областям современного покровного оледенения Антарктиды и Гренландии. До 18 века в Швеции считалось, что море отступает от берега. Шведский учёный Урбан Хъяне (швед. Urban Hj?rne) (1641—1724) опубликовал в 1706 году исследование, касающееся уровня Балтийского моря. Также епископ Финляндии Эрик Соролайнен (о. 1546—1625) описал это явление. Шведский астроном Андерс Цельсий в 1731 году в городе Евле сделал отметки на прибрежном камне, с целью отследить уровень моря, и оценил скорость его изменения 1 метр в столетие. Но Цельсий ошибочно предположил, что причина этого явления — испарение воды. В 1765 году можно уже было сделать вывод, что не море отступает, а суша приподнимается. Другое известное документальное свидетельство, касающееся подъёма суши, тоже из Швеции от 1491, где жители одного города жалуются градоначальнику на отступающий берег и обмеление водных путей. Требовали построить город поближе к морю, и это было сделано.
Модели, созданные на основании данных о толщине древнеледниковых покровов и отношении плотностей льда и астеносферы, показывают, что амплитуды плейстоценовых гляциоизостатических колебаний могут достигать 1000 м Голоценовые морские террасы в древнеледниковых областях часто поднимаются до 100—150 м выше соответствующего уровня моря. На берегах же Гудзонова и Ботнического заливов береговые линии достигают 285 м, хотя, как сейчас полагают, в них запечатлена лишь часть поднятий, которые все ещё продолжаются. Наконец, свидетельствами гляциоизостатических колебаний земной коры служат и следы поздне- и послеледниковых трансгрессий, то есть морские отложения, перекрывающие осадки последнего оледенения, как и, напротив, ледниковые отложения, залегающие непосредственно в морских осадках. Часто можно видеть сложно построенные «сэндвичи» из ледниково-морских и ледниковых отложений.
Ряд прибрежных портов Финляндии, таких, как Торнио, Пори (ранее Улвила, сейчас пригород Пори), был перемещен по нескольку раз. Географические названия тоже свидетельствуют об отступлении моря: названия пунктов, далёких от берега и часто вовсе не имеющих выхода к воде, содержат слова остров (saari), мыс (niemi), шхера (luoto), коса (kari), пролив (salmi), залив (lahti), протока (oja). Например, Оулунсало раньше был островом в устье реки Оулуйоки.
Часть города Koivukari была «березовой шхерой», Santaniemi — «песчаным мысом», протока Salmioja — «проливом» Salonsalmi
Современное состояние в северной части Европы контролируется сетью GPS под названием Бифрост. Результаты данных GPS показывает пиковую скорость около 11 мм / год в северной части Ботнического залива, но скорость поднятия уменьшается при приближении к пределам бывшего оледенения, и за этими пределами становится отрицательной.
zhukan_spb: Ну и мои комментарии, напоследок: То есть более высокий уровень моря, в достаточно недалеком прошлом, учёные не скрывают. И объясняют его «уход» тем, что это не море уходит, а суша поднимается. Лично мне непонятно, хотя я не геолог, конечно, почему если плита, на которой расположена и суша и море, поднимается только на суше, а море остается на месте. Или, все-таки, вся плита поднимается вместе с водой, а вода просто перетекает в океан? Тогда уровень океана должен повышаться. В общем, этот момент мне непонятен.
1. Максимальная скорость поднятия суши (из данной статьи в Wiki) составляет 11 мм в год, то есть с 1548 года (дата старых карт), суша поднялась на 5 метров. Тем не менее, как мы можем видеть, уровень речки Копорки, рядом с крепостью Копорье, сейчас на 27 (не 50, как я писал ранее) метров ниже, чем уровень крепости. О каких, тогда, 5 метрах может идти речь?
Вот еще пример:
Если смотреть последнюю карту то Нарва и Ивангород стоят тоже практически на берегу моря. И еще в школе на истории меня удивляло инфно что Иван грозный пытался строить там торговые пристани для морской торговли на заходя в реку Нарову..
Слева видите морские суда? И водную гладь на горизонте (в левом углу гравюры)?
Тоже слева морские суда и водная гладь. Река между Нарвой и Ивангородом – никуда не делась. Это гравюры передают взгляд с юга (справа — Ивангород). И слава никакой воды не должно быть, тем более с пристанью. Слева – направление на запад, к морю. И как видно, оно доходило до стен Нарвы.
Есть сомнения, тогда продолжаем:
Не буду утверждать, но как мне думается, здесь отмечено двойной линией старый берег моря, а зеленым – поднявшиеся, но еще заболоченные места.
И еще факт:
Кликабельно. Нажмите, чтобы увидеть, что Нарва и Ивангород стоят на береговой линии у моря. А Питер, получается, еще находится в воде. Ну, или территория, где он будет построен (по ТИ)
Но уже при Петре I (показана осада Нарвы) – никакого моря нет
Нарва к этому времени была крепость-звезда