Спор, который ведется триста лет. Мифическая страна Биармия.

Наберите в поисковой системе «Биармия» — и Вас придавит  тонна информации, в которой непросто разобраться. Триста лет неутихающих споров не может пройти бесследно.
Загадочная северная страна, где языческие храмы сверкают золотом и алмазами, девушки пленяют красотой, а правители одаривают гостей невиданными сокровищами и ценными мехами…
Сделаем простой обзор фактов и мнений. Была ли на самом деле эта сказочно таинственная северная страна на берегу Белого моря, населенная чудью заволоцкой —  древними магами и колдунами? Почему  так долго спорят о стране – призраке, стране, которой никогда не было? Что от нее могло остаться нам, современникам? О чем спорят? Было ли древнее северное царство на Белом Море?{jcomments on}

путь в Биармию

На фото: реконструкция скандинавского пути в Биармию

 

Великий Михайло Ломоносов одним из зачинателей этого спора в 18 веке, сообщив в своих исторических трудах, что Биа?рмия, или Бьярмия, или Бьярмаланд — это известная по сагам историческая область на севере Восточной Европы, предположительно располагавшаяся на территории современной Архангельской области, в бассейне Северной Двины.

 

В 1730 году в Стокгольме вышла книга Табберта фон Страленберга «Das Nord- und Oestliche Theil von Europa und Asia”, в которой автор, опираясь на топографию скандинавских саг и сообщения арабских историков, сообщал о существовании некой богатой страны на севере Восточной Европы, куда викинги ходили для торга и для добычи.


Н. П. Рычков, побывавший в верхнем Прикамье в 1770 году, обнаружил там «великое множество остатков пространных древних селений» как свидетельство о «древнем величестве сея страны». Он дал выразительное описание роли Биармии как узлового транзитного пункта в торговле азиатских народов с народами севера.

 

Однако же, когда исследовать вопрос о «величестве и местоположении древней Биармии», решил советник Пермской казённой палаты В.Н. Берх, он привел столь же убедительные доказательства ее отсутствия,  что существование легендарной Биармии приобрело статус простого мифа. Точка зрения В.Н. Берха в конце концов утвердилась в научной исторической литературе.

ш

На фото: реконструкция шаманского ритуала

 

Современный научный мир разделился на две группы: первая безапелляционно заявляет, что такой страны и народа не было и в помине, а истории из скандинавских саг — не более чем фантазия автора. Они объясняют свою позицию очень просто: в хрониках не упомянуты имена правителей, не указаны точные даты событий, нет координат государства; в них можно прочесть только сказочное описание быта и нравов Биармии. Интересен и тот факт, что и в русских летописях вообще ни разу не говорится о биармийцах.

 

Ученые второй группы, большинство которых преподают на кафедрах университетов Тромсе (Норвегия) и Упсала (Швеция), убеждены, что Биармия существовала с IX по XIII век и простиралась от Карелии до Урала. Однако историки сходятся в одном: эта загадочная страна хранила в себе многовековую самобытную культуру и была одним из самых сильных государств средневекового мира.

 

Даже византийский историк Халкокондил (Khalcocondil) говорит о «беормас» как об очень древнем народе, с которым православный Константинополь поддерживал тесные (несмотря на язычество!) культурные и торговые связи.


И так спорят по сей день. Находят  в Архангельске древнейшие клады из германских монет 10 века и клад со скандинавским вооружением  – и восторг сторонников Ломоносова вновь поднимает эту тему, в ответ правдолюбцы находят погрешности в их рассуждениях, и эта странная тема вновь занимает умы людей, которых волнует непознанное наследие предков.


Что известно о народе, который там жил в это время? Сильнейшие маги?

фестиваль

На фото: фестиваль KAMWA-2011

Биармцы или бьярмы —жители Биармии. По сообщениям викингов, бьярмы говорили на языке, похожем на язык «терфиннов» («лесных финнов»). Вероятнее всего, это народ, называемый в русских источниках чудь заволоцкая..

 

Обратите внимание, что термин «финн» раньше использовалось не просто как название народности (самоназвание современных финнов абсолютно другое).  Для раскрытия сущности термина обратимся к “Мифологическому словарю” 1992 г. издания под редакцией таких авторитетов, как В.М.Макаревич, Е.М.Штаерман, Б.Л.Рифтин:«“Финн” (от ирландского “тайное знание”), в ирландской мифо-эпической традиции герой; мудрец и провидец». Следовательно, «финн» — это указание на принадлежность к потомственным волхвам, обладателям тайного знания.


В Средние века бьярмийцы считались великолепными колдунами. Олаф Магнус пишет:

 

«Жители Биармии искусны в чаровании людей. Взглядом, словами или какими-нибудь другими действиями они умеют так связывать людей, что те лишаются здравого рассудка, теряют свободу воли и часто совершают непонятные поступки».


Саксон Грамматик так пишет о применении ими магического искусства в описании одной битвы:

 

«Тогда биармцы сменили силу оружия на искусство своего волшебства, дикими песнями наполнили они свод небесный, и мигом на ясном до тех пор солнечном небе собрались тучи и полил проливной дождь, придавая печальный облик ещё недавно лучезарной окрестности».

 

В Скандинавских сагах и других источниках Биармию населяют сказочные существа и чудовища, например, люди с песьими головами. Главный храм Биармии, украшенный золотом и алмазами, в честь небесного божества Юмалы (Йомалы) привлекал своими несметными богатствами скандинавов, которые не раз пытались ограбить его.


Н.М. Карамзин писал в «Истории государства российского»: «…Биармиею называли Скандинавы всю обширную страну от Северной Двины и Белого моря до реки Печоры, за которой они воображали Иотунгейм, отчизну ужасов природы и злого чародейства.

пейзаж

На фото: древняя северная земля

 

Благодаря масштабному международному проекту «Комплексные гуманитарные исследования в бассейне Белого моря» русские археологи в команде со своими норвежскими и шведскими коллегами раскопали настоящие загадки истории.

 

Соловецкий архипелаг оказался богат артефактами: археологи нашли там 35 подземных каменных лабиринтов спиралевидной формы, и это действительно самая интригующая загадка биармийской цивилизации. Можно только догадываться, для чего или кого предназначались эти сооружения.

 

Кроме лабиринтов на Соловках остались руины языческих  жертвенников, тотемов, святилищ, а еще камни-исполины, явно ориентированные на координаты звезд и созвездий, которым поклонялись биармийцы.


По мнению специалистов, именно Соловецкие острова были центром языческой цивилизации Биармии и именно здесь регулярно совершались загадочные обряды в честь Богини-Матери, прародительницы всего живого.

Почему  наследие этого народа так ценно для нас?

фестиваль

На фото: фестиваль KAMWA-2011

 

Биармия простиралась почти на всем пространстве нынешних северных русских губерний: Архангельской, Карельской, Вологодской, Вятской и Пермской.

 

В настоящее время долина реки Северная Двина, где в древности жила языческая чудь заволочская,  заселена лингвистическими русскими и образует раздел между западными и восточными финскими народами Северной Европы (пермские языки, прибалтийско-финские языки, вепсы).

 

Потомки чуди наволоцкой, белоглазой остались у Белого моря, и они поражают современников странными знаниями. Как же сейчас мы можем что – то понять, узнать, догадаться о чудесах, казавшихся обыденными?

Сказка – способ поучиться у древних.


К. Бальмонд. Жар птица

Народные поверья —
Неполные страницы,
Разрозненные перья
От улетевшей птицы.

Она вот тут сидела
На камне самоцветном,
И пела здесь так смело
О сне своём заветном.

О том заморском крае,
Где Море с Небом слито,
Где дума, в вечном Мае,
Цветами перевита.

Где светов зарожденье,
Где завершенье мраков,
Где видит ум сплетенье
Всего как вещих знаков.

Пропела, улетела.
Пред взором лишь зарница,
Лишь видишь — здесь блестела
Воистину Жар-Птица.

 

Сказочная традиция Пинежья относится к числу фронтально обследованных. Это не очень частое явление даже для Русского Севера, активно изучаемого фольклористами. Записи производились начиная с П.Н.Рыбникова (1860-е гг.) и по 1980-е гг. включительно. Это сказки-бывальщины, новеллистические и легендарные.

 

Исследователь  Разумова И.А. отмечает, что в жанровом составе сказочного репертуара жителей Пинежья характерно не типичное количественное соотношение между волшебной и бытовой сказкой – волшебных сказок намного больше.


Вот он, настоящий клад, доставшийся нам от древних! Волшебные сказки, как незыбываемый след древней культуры!

 

Как  приобщиться к мудрости древних?

 

Издательство «Северная Сказка» дает Вам эту возможность. Книга «Боги и люди» — это современный пересказ древних историй, это способ очутиться мысленно в древней стране великого народа.

Читайте также:

Добавить комментарий