Дети – изгои

В жизни каждого ребёнка наступает момент, когда приходится идти в школу. И родители должны помочь ребёнку адаптироваться среди других детей. Как правило, дети легко принимают нормы поведения, вливаются в коллектив, находят свое место среди сверстников и учителей.{jcomments on}

 

 

Но бывает и по другому. Психологические или физиологические особенности порой ставят ребёнка вне класса. Это может быть связано и с особенностями внешности, и с особенностями поведения, а может вообще не поддаваться логике. Многие из тех, кто столкнулся с этой проблемой лично, на всю жизнь получили психологическую травму. Поэтому родителям ни в коем случае не следует пускать на самотек решение проблемы, если они заметили, что нечто похожее происходит с их ребенком. Они должны обязательно помочь своему чаду, иначе душевный дискомфорт ребенок будет компенсировать так как умеет. Достаточно вероятны два варианта развития событий, которые мало понравятся родителям и способны повлиять на судьбу ребенка негативным образом:

  1. Чтобы компенсировать эмоциональное неудобство, ребёнок примыкает к группе таких же аутсайдеров, как и он. Застенчивый ребёнок, неуверенно чувствующий себя в обществе более смелых и раскованных сверстников, обретает душевный комфорт среди таких же, как он. Это чревато заниженной самооценкой на многие годы. Ребенок привыкает к тому, что он неудачник, он смиряется с этим и даже не пытается этому сопротивляться.Он покорно терпит насмешки и обиды, но это внешне. А что внутри? Постоянный стресс часто оборачивается психосоматическими заболеваниями и неврозами.
  2. Но порой такой ребёнок примыкает к ребятам, которые «дурно на него влияют». Смелые и бесстрашные товарищи являются как бы лекарством от мучительного напряжения, владеющего им. «Плохая» компания для него становится той силой, которая способна защитить от нападок сверстников или неадекватного поведения учителей. А ведь роль защитников должны были взять на себя родители. Если бы они вовремя проанализировали своё отношение к нему, задались вопросом почему их ребенок не хочет учиться, обнаружили причины «плохого» поведения, то возможно бы у сына или дочери были другие друзья, более подходящие, не вызывающие беспокойства за ребёнка.

 

Ребенок, который нашел друзей (плохих или хороших) находится в лучшем положении, чем абсолютно неадаптированный одиночка. Это самое неблагоприятный статус ребёнка в детском коллективе. Можно отметить несколько вариантов аутсайдеров.


«Жиртрест». Как правило, это полные дети. Полный ребёнок не может быстро бегать. Его критикует учитель физкультуры, обижают дети. Такой ребёнок быстро устает не только физически, но и умственно, и как следствие у него неважные оценки. Замечая неодобрение родителей и учителей, полный ребёнок теряется, у него падает самооценка. Всё это приводит к изолированности.

 

Ещё один вариант одиночек- «Недоумок». Такой ребёнок становится самым частым объектом критики учителей. Возможно у него не слишком хорошие способности к учебе. Отсутствие терпения, грубость, беспощадность учителей приводит к тому, что ребёнок становится неуверенным. Таким его воспринимают и сверстники.

 

Слабосильный, застенчивый, боящийся других детей мальчик, получает кличку «девчонка», его каждый может обидеть. Такие дети не принимаются ни взрослыми, ни детьми. Дети, которые имели несчастье быть «не как все» вызывают беспокойство у родителей и учителей. Неумелое воспитание, нетерпимость, отсутствие желания возиться с подобными приводит к тому, что ребёнок остается таким на всю жизнь.

 

На что именно должны обратить внимание родители, если ребенок не говорит о своих взаимоотношениях в детском коллективе открыто? А это чаще всего и бывает. Родителей должен насторожить факт нежелания ребенка идти в детский коллектив, если он раздражителен, подавлен, возможно, плачет без особой причины. То, что ребенок не хочет рассказывать о своих друзьях, может свидетельствовать о том, что их просто нет. Еще более тревожно, если у ребенка не сложились даже просто товарищеские отношения: ему не у кого узнать домашнее задание, он ни с кем не гуляет, никого не приглашает в гости и сам не получает приглашений. Если этих достаточно тревожных фактов недостаточное внимательные родители могли и не заметить, то ссадины и синяки, регулярная покупка новых тетрадей и школьных принадлежностей, пропажа карманных денег уже не могут быть проигнорированы. И говорят о том, что без вмешательства взрослых ситуацию решить будет трудно.


Что же делать? Во первых, единственное, что вы можете подарить ребенку и что ему может по настоящему помочь — это ваша любовь. Задумайтесь, что для вас важнее — оценки, хороший аттестат, возможность похвалиться отличной успеваемостью ребенка или ваш малыш? Неужели с плохими оценками вы будете любить его меньше, чем с хорошими? Неужели в тот момент, когда все отвернулись от него, вы тоже его предадите и оставите один на один с его проблемами?

 

Покажите своему ребенку, что вы любите его любым. Что вы поддержите его в любой ситуации и пусть хоть весь мир (одноклассники и учителя) говорят, что он плохой, для вас он все равно будет самым лучшим. И когда ребенок почувствует вашу железную поддержку, поверит, что вы действительно сможете помочь ему, он расскажет вам о том, что его мучает, раскроет вам свою душу.

 

Как же должны вести себя родители, чтобы помочь, а не навредить ребенку? Прежде всего, следует попытаться понять причины происходящего. В этом вам поможет откровенный разговор с ребенком, если у вас доверительные отношения, беседа с классным руководителем, а лучше со школьным психологом. При этом не стоит показывать ребенку своей тревоги, он должен ощущать ваш оптимизм и уверенность, а не неуверенность и волнение. Разговаривая с ребенком, не давите на него, для вас важнее поддержать ребенка, показать, что он может рассчитывать на вашу помощь. С другой стороны, отношение к ребенку как к жертве тоже может иметь негативные последствия для его развития в дальнейшем. Основная помощь родителей должна заключаться в повышении самооценки ребенка, а также в том, чтобы научить его правильно реагировать на жизненные ситуации.

 

Выяснение отношений с обидчиками ребенка или их родителями необходимо только в том случае, если ребенок подвергается насилию и издевательствам. В такой ситуации действия хулиганов безнаказанными оставлять нельзя ни в коем случае.

 

Что делать дальше, вы должны решить вместе. Вариантов может быть много: поменять школу, записать ребенка в спортивную секцию, помочь ему найти новых друзей. Главное — не быть равнодушным, не бездействовать и вместе вы победите любые невзгоды. Родители — самые близкие люди для ребенка, а это значит, что именно на родителях лежит самая большая ответственность. Ни школа, ни учителя, ни друзья, а именно вы должны научить своего малыша любить себя и весь этот такой сложный и противоречивый мир.

 

Если ребенок не хочет учиться

Если ребенок не хочет учиться, бесполезно давить, заставлять и ругаться — этим вы только отдалите его от себя, станете его врагом. В первую очередь необходимо разобраться почему все это происходит в вашей семье: почему ребенок не хочет учится и почему вы так страстно этого желаете.

— Мой оболтус одни двойки носит. Не знаю, что с ним делать. На уме одни только игрушки компьютерные. Уже ограничила ему доступ – не помогает. Разговаривала с ним. «Мне не интересно, – говорит, — я не понимаю».

 

Да, это проблема для многих родителей. Они хотят видеть своего ребенка «…ну зачем сразу Эйнштейном? – это вовсе не обязательно. Пусть хотя бы в институт поступит». Они хотят, чтобы он был «не хуже среднего» или «хотя бы выше среднего» или «лучше всех».

 

Ну, давайте разбираться по порядку. Скажите, зачем вам это всё? Может это глупый вопрос, и это так естественно такого хотеть. …Но, все же, постарайтесь ответить на него. Спросите себя: «Почему я хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился?»

 

Все мы знаем, что тот самый Эйнштейн учился не ахти. И наверняка, многие знают примеры весьма счастливых и удачливых людей, которые учились далеко не хорошо. И наоборот, есть множество обратных примеров, когда вундеркинды становятся неудачниками или и того хуже. Но, наши родители упорно настаивали на хороших отметках и выбирали примеры совсем другие: «будешь плохо учиться – будешь дворником или лифтером».

 

Вот, теперь я взрослый, и я не лифтер. Я инженер-конструктор, программист или экономист или еще какой-нибудь офисный планктон. Но счастлив ли я? Хм. Ведь меня не учили быть счастливым. Как это – быть счастливым? Я не понимаю.

 

— Итак, почему вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился?

 

— Потому что грамотному человеку будет легче. Ему легче устроится на работу. Легче войти в высшее общество. Он может красиво говорить. Он понимает отличие интеграла от производной. Он знает, что солнце – это звезда и оно горячее, потому что в ее недрах происходят термоядерные реакции. И т.п.

 

Если вы отвечаете на этот вопрос подобным образом, то проблема вовсе не в ребенке. Бесполезно всякий раз ругать его двойки и талдычить о том, что надо хорошо учиться. Вы думаете, он это первый раз слышит? Поймите, что ваше хотение того, чтобы ребенок хорошо учился не заразительно. Если девочка не отличает гипотенузу от катета, но блестяще расскажет вам про наращивание ресниц, то это потому, что про катеты в свое время говорилось не заразительно, а про ресницы совсем наоборот. Как-то один восьмиклассник мне сказал, что от этих косинусов пахнет скукой и кладбищем. Жесть.

 

Часто можно слышать от родителей:

— Ты пойми, мы не ругаем тебя. Просто мы хотим, чтобы ты был счастлив. Ты же не чужой нам. Давай, возьмись за ум.

 

Они говорят это уже в тысячный раз. Это груз. «Мы хотим, чтобы ты был счастлив», поэтому мы будем тебя грузить. Пока это счастье не проступит на глазах. Видимо, это будут слезы счастья. Даже если вы заставите ребенка учиться, то таким образом удовлетворите только свое желание.

Как же быть?

 

А быть надо честным. Сознайтесь, что учеба не сделала вас счастливым, не сделает и его. И просто принято не ходить голым по улице, точно также принято быть грамотным. Так принято – дышать, чтобы происходили окислительные реакции в организме, и просто есть пищу, чтобы был строительный материал для организма. Чаще всего, когда ты просто ешь или дышишь – это ничего общего не имеет со счастьем. Но, время от времени, случаются вдохи… Время от времени самый обыкновенный простой кефир в стакане становится божественным нектаром. И не потому, что его не хватало. А потому что именно этот простой кефир оказался в этом стакане в это самое время. И это настоящее счастье.

 

Можете себе представить, какой же тогда восторг таится в формулах сокращенного умножения?

Вот чему нужно учить:

— Возможно, нет ничего радостного и интересного в твоей учебе. Но это только потому, что не пришло еще. Просто учись. Не думай об оценках. Не в оценках дело. Как может другой человек оценить твое состояние и отношение к предмету? Откуда знает учитель, что такое настоящий равнобедренный треугольник? Если он настоящий только в твоем сердце. Еще не открытый, ждет твоей внимательности. Ты найдешь его среди других самых обыкновенных, подобных бесподобному. Когда? Никто не знает. Однако, если ты начнешь его искать, он откроется. Может не скоро, но откроется.

Читайте также:

Добавить комментарий