Обрядовый огонь в странах зарубежной Европы.

В календарной обрядности народов зарубежной Европы очень явственно прослеживаются следы религиозного восприятия огня, т.е. отношение к нему, как к чему-то сверхъестественному, особым образом влияющему на жизнь человека. Ритуальные огни присутствуют практически в каждом календарном празднике. Однако нигде нет ритуала собственно «огненного», везде и всегда обряды, связанные с огнем, сочетаются с другими ритуальными символами: вода, зелень, производные от огня ( головни, пепел, угли) – все это вместе с заклинаниями, верой в духов, с актами христианской литургии и т.д. собирается в один комплекс, усложненный многими временными напластованиями.

Наиболее распространенный и по всей вероятности наиболее древний вид ритуального огня — костер. Он фигурирует во всех календарных обрядах европейских народов. Костры возжигались в дни зимнего и летнего солнцеворота, осеннего и зимнего равноденствия, ими отмечались даты, открывающие год: например, 1 ноября – новый год древних кельтов, 1 мая – начало летного сезона. Очень характерны ритуальные огни для карнавала (масленицы) и для различных дат предпасхального поста. В современной обрядности празднования этих дней передвинулись на ближайшие к ним праздники христианской церкви. {jcomments on}

Главная характерная черта ритуальных костров, — их общественный характер. Костер сооружает и вокруг него собирается определенный коллектив. Здесь нет хозяев и гостей, здесь все равны и в равной мере веселятся. Обрядовый огонь в странах зарубежной Европы.» title=»Обрядовый огонь в странах зарубежной Европы.» />

 

Вторая характерная особенность «огненных» обрядов – вера в сверхъестественную благодатную силу пламени. От костров ждут многое, прежде всего – хорошего урожая хлеба. Наблюдая, ярок ли костер, и в какую сторону стелется дым, старались определить виды на урожай. Важно было прикоснуться к пламени костра. Отсюда, очевидно и произошел обычай перепрыгивать через костер. Люди, стараясь наиболее понятым образом объяснить этот старинный обычай, дают ему множество обоснований, порой самых неожиданных: чтобы уродился тот или иной вид зерновых, чтобы лен и конопля выросли высокими, чтобы прыгающий человек был здоров; молодые люди парами прыгали через огонь, стараясь не разжать рук: предполагалось, что их свадьба непременно состоится. « Чтобы не болела поясница в страдную пору», — говорили французы, прыгая через костры Иванова дня; по мнению болгар, костры, разложенные в заговены, предохраняют летом от блох и других насекомых. Огню ( дыму) ритуального костра приписывали целительные свойства. Больных подносили к дыму костра, в надежде на исцеление. Через дым проводили скот, чтобы он был здоров.

Примечательно отношение к производным костра – пеплу, угольям, головням: их считали чудодейственными предметами, разносили по пашням, садам, огородам, на золе настаивали воду, которую употребляли в качестве лекарства. Головни костров, а также уголья и пепел считались оберегами от удара молнии.
Итак, кострам приписывали различные благотворные функции: продуцирующие, очистительные, целебные. Ниже мы увидим, что те же функции приписывали и другим ритуальным огням.

Обрядовый огонь в странах зарубежной Европы.

Интересный вид ритуальных огней – горящие колеса или диски. Колеса, обмотанные соломой, облитые дегтем смоляные бочки поджигают и спускают с каких либо возвышенных мест, склонов гор и холмов. Деревянные диски, венки из старых метел, из сухой травы мечут в воздух. Наиболее характерен этот обычай для празднования Иванова дня, ибо горящее колесо символизировало некогда солнечный диск и имело тем самым прямое отношение к солярному культу. Такой же обычай, превратившийся со временем в веселую забаву, выполнялся в дни масленицы ( карнавала), на пасху, в ночь под Новый год, под рождество и в некоторые другие даты. Этот комплекс обрядом был направлен на плодородие полей, вел к бракосочетанию людей, например, в Италии в области Фриули катают под Новый год горящие колеса, выкрикивая сообщения о предстоящих свадьбах.

Обрядовый огонь в странах зарубежной Европы.

Широко известный и сохранившийся поныне вид ритуального огня – факел. Первоначально – это головня, вынутая из костра. С выхваченными из огня палками юноши гонялись друг за другом, заставляя девушек и женщин подскакивать повыше ( чтобы высокими уродились посевы). Ритуалы, которые можно отнести к магии плодородия или очистительным или охранительным действиям, совершаются с головнями, взятыми из ритуального костра: например в Белтан ( 1 мая) и Самхейн ( 1 ноября) факелами зажигали новый огонь в жилых домах и очагах. В двадцатом веке во многих календарных обрядах традиционные огни заменялись свечами. Например, в Бельгии и Нидерландах в дни, когда традиция требовала возжигания костров, теперь ограничиваются возжиганием свечей и иллюминацией на улицах городов. Свеча вошла во все ритуалы христианской церкви. Для праздника сретения ( Канделора) свеча стала главным и необходимым атрибутом, поэтому и сам праздник зачастую именуется итальянцами, англичанами, французами, финнами – « день со свечами»; немцами и австрийцами – « Мария со свечами». Процессии со свечами характерны для католических областей Европы, особенно в средние века. Позже этот обряд был оставлен, но кое-где сохранился торжественный обход полей и огородов. В Бельгии устраивались шествия детей. Как и от других ритуальных огней, от свечей ждут помощи в самых разнообразных делах и обстоятельствах: ими благословляют новобрачных, их зажигают во время родов ( и то и другое имеет отношение к культу богоматери), их считали надежным оберегом от грозы и бури. Поэтому они превратились в оберег от всякой нечисти, ведьм, злых чар, от всего дурного; они должны были содействовать наиболее благоприятным условиям сева, помогали побороть болезни людей и домашних животных, наконец, их зажигали у постели умирающего, у гроба покойника. Свечи обязательно фигурируют при поминовении умерших. Возможно, что современный обычай возжжения неугасимого огня на символических могилах Неизвестного солдата берет начало от этих древних обычаев.

Обрядовый огонь в странах зарубежной Европы.

Особой группой ритуальных огней надо считать те, которые разжигают во время карнавала ( масленицы) у всех без исключения народов Европы. Карнавал – это сложный комплекс обрядов, выполняемых перед великим постом. Тут и перепрыгивания через костер ( почти повсеместное и почти обязательное), и окуривание дымом, и отношение к частям костров, как к предметам, наделенным магической силой. Но самое главное в карнавальном действии – это уничтожение символической фигуры карнавала ( зима, реже смерть). Естественно предположить, что данная группа обрядов направлена на увеличение плодоносящей силы. Уничтожение символических фигур производили и в другие календарные даты: в Испании и Португалии во время рождественских праздников сжигали чучела Старика и Старухи; в Англии сожжению подлежал Старый год ( гротескная фигура из соломы); 1 ноября в Шотландии приговаривали к сожжению «ведьму», у поляков на страстной неделе сгорал « Иуда»; в некоторых местностях на костер отправляли тряпичные куклы, изображавшие нелюбимых государственных деятелей.

Обрядовый огонь в странах зарубежной Европы.

При рассмотрении обычаев возжжения костров и перепрыгивания через них, особенно подчеркивается их функция отпугивания нечистых сил. И эта мысль не лишена основания. В старину верили, что злая сила расхаживает по земле в дни солнцеворота. Периоды солнечных дат считались опасными. Чтобы спастись от нечистых сил, дома окуривали дымом, ладаном, кропили святой водой, зажигали огонь древним способом – высеканием. Кстати, некоторые ученые считают, что крест ( фигура очень распространенная в орнаментике и символике) – это изображение орудия для добывания огня трением: искра появлялась на перекрестии двух кусков дерева. Полагают, что именно поэтому крест стал символом света и жизни.

Как видим, в каждом из предложенных наукой толкований огненных обрядов можно найти рациональное зерно. Для продуктивного изучения роли и места огня в календарной обрядности надо принимать во внимание два основных принципиальных момента: 1 – многофункциональность календарных праздников, 2 – изменение их содержания и формы, а также отношения к ним на протяжении всего времени их существования. Традиции никогда не остаются неизменными.

Обрядовый огонь в странах зарубежной Европы.

Источник информации — книга » Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев.»

Читайте также:

Добавить комментарий