Бабочки

«Она красивая», – говорят многие. «Она легкомысленная», – думают некоторые. А в древности люди восхищались бабочкой как символом просветления души.{jcomments on}

 

Психология, наука о знании души, взяла своё название от греческого «психе» – «душа». Этим же словом – «психе» – древние греки называли и бабочку. Психея в мифах – смертная женщина, которая стала богиней благодаря любви Эроса. Великий Зевс настолько был поражён силой её любви, что подарил ей бессмертие. Психею, уже как богиню, изображали с крыльями бабочки.

 

Бабочка появляется не только в мифах Древней Греции. Легенды о ней можно найти практически у всех народов, во всех странах Земного шара. В Заире, в Мексике, Новой Зеландии это крылатое насекомое почитали и почитают до сих пор как символ души. На многих религиозных полотнах буддистов и католиков тоже можно увидеть её прекрасные крылья.

 

В славянской мифологии бабочка и понятие души тоже тесно связаны. Глядя на эту крылатую красавицу, наши предки-славяне видели не просто пару красивых крыльев. Считалось, что это порхают души умерших, причём верили, что дневные бабочки – это чистые души. «Вот, чья-то душка летает», – такие слова можно услышать даже в наше время.

 

Бабочка и душа… В чём же сходство? Всё дело в стадиях развития этого насекомого. Древние наблюдательные философы нашли особый смысл в постепенном превращении маленькой личинки в крылатую красавицу. Её жизненный цикл начинается с яйца, из которого вырастает личинка. В этом усматривают символ зарождения сознания. Что происходит дальше? Из личинки на свет появляется гусеница. Этот этап – символ рождения, появления в физическом мире. После рождения – мирская жизнь.

 

Философский взгляд «сверху»: гнильё, сырость, заботы о еде и жилье. Наконец, приходит время – и гусеница отстраняется от суеты, делает себе прочный кокон и уходит в него от этого мира. Она засыпает и просыпается уже совсем в другом обличии. Постепенно, с большими усилиями, освобождается крылатая красавица от кокона. Сразу после рождения её крылья маленькие, влажные, будто свёрнутые в трубочку. Но пройдёт несколько часов – и они расправятся, высохнут, окрепнут. Теперь бывший скользкий, противный червяк – прекрасная бабочка. И она уже может летать. Душа воскресла!

 

Возможно, именно о воскресении души заботились древние египтяне, когда пеленали трупы в коконы. Очень уж похожа их традиция мумификации на поведение гусеницы, которая собирается превратиться в бабочку.

 

Крылатые символы души, возрождаясь, живут недолго. Шесть месяцев – это уже долгожители. Их главная забота теперь – воспроизведение потомства. А значит – порхать и заниматься любовью. Недаром бабочка – ещё и символ любви. Безудержное, роковое влечение бабочки к огню уже стало поднадоевшим штампом. Друг к другу их влечёт не меньше. Бабочки чуют по запаху свою пару за несколько километров. Брачные танцы им кружат голову с нечеловеческой страстью. Привлекая избранника, они могут забыть обо всём на свете.

 

Вот и получается, что порхает беззаботная бабочка, далёкая от суеты и уныния. Красивая, лёгкая и свободная. Вечный символ души.

В обиходе особенно в последние десятилетия чаще всего бабочка — это символ легкомысленности, недолговечности, яркости и пустоты. Как часто слышим «ночная бабочка»… Как часто образ «глупого мотылька, летящего на пламя» используется поэтами и певцами. Все это правда. Век бабочки недолог. Она ярка и прекрасна. У нее бархатные крылья, мохнатое тельце и забавный хоботок. Порхающий цветок, симфония цветущего луга. Зачем они такие? Почему эти отвратительные гусеницы превращаются в столь прекрасные существа? Может, в этом и есть какой-то тайный смысл…

Люди во все времена наделяли бабочек разными свойствами, превращали их в символы души, бессмертия, возрождения и воскресения.

У славян с бабочкой связываются прежде всего представления о душе. В народе зачастую говорят о бабочке как о душе умершего или предвестнице смерти, а иногда и образе смерти.

В германо-скандинавской мифологии эльфы, духи воздуха, изображались в виде красивых маленьких человечков с крыльями бабочки.

Россия. Люди в России считают своим долгом отогнать ночную бабочку от огня, на который она летит из мрака ночи. По сохранившимся старинным поверьям, такая бабочка является воплощением души умершего предка, а ночная темнота, из которой она появляется, ассоциируется с потусторонним миром. Поэтому на юге России, когда видят бабочку, кружащуюся вокруг пламени свечи или электролампочки, поминают умерших, называя их имена.

Польша. В Польше родители всегда запрещают детям убивать бабочек, поучая: «Не убивай бабочку — она тебя не тронет, а может, это твой покойный дедушка или бабушка». В некоторых местах Польши бабочек называют «диабел», «чертица»;

Болгария. Болгары во время засухи просят бабочку о дожде. Они считают, что она летает возле Бога и обязательно передаст ему просьбу своих «потомков».

Азия. С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь к бабочке обратился Будда со своей предсмертной проповедью. Особым уважением пользуются в Азии ночные бабочки. Их считают душами умерших и хранителями живых. Здесь живёт легенда о потерявшем жену старике, который долго и безутешно плакал на её могиле, пока не прилетела огромная белая ночная бабочка и не унесла его в царство духов, где он и встретил умершую.


Бразилия.
По поверьям индейцев Бразилии, душа человека после смерти превращается в бабочку-морфиду. Поэтому, когда умирал их соплеменник, они исполняли ритуальный танец, подражающий сильному полёту прекрасной бабочки, что означало стремление души в лучший из миров.

Индия. В индийской легенде говорится, что если нашептать бабочке свое желание и выпустить ее, то оно непременно исполнится.

В Китае бабочка символизирует неизменную любовь, также считается, что подарить бабочку на день рождения – значит пожелать человеку прожить 90 лет.

В Китае это крылатое существо обозначает бессмертие, досуг в изобилии, радость и лето. Изображенная со сливой бабочка символизирует долгожительство и красоту, с хризантемой — красоту в старости, с пером — долголетие.

Образ бабочки встречается в даосских притчах. Так философ Чжуан-цзы однажды во сне увидел себя бабочкой. Проснувшись, он не мог понять: Чжуан-цзы видел во сне, что он — бабочка, или бабочке теперь снится, что она -Чжуан-цзы?

Другая история, рассказанная Чжуан-цзы, повествует о том как молодой ученый, гоняясь за красивой бабочкой, нечаянно вторгся в частные владения отставного судьи и, увидев его дочь, был настолько заворожен ее чарами, что решил упорно трудиться и попытаться получить ее в жены. В этом он преуспел и поднялся до высокого чина. Здесь бабочка — это знак супружеского счастья, можно сказать, китайский Купидон.

В Японии считаться, что увидеть бабочку у себя в доме — к счастью: бабочка символизирует все лучшее в жизни человека, в Японии бабочка – это талисман семейной жизни.

Бабочками традиционно открывают в этой стране торжественные шествия и праздники. В Японии же одна бабочка — символ любви, не обременяющей обязательствами. Две — талисман счастливой семейной жизни.
Кстати, по некоторым источникам, именно в древнеяпонской классике впервые описан обычай выпускать на свадьбе пару живых бабочек.

У японцев бабочка символизирует молодую женщину, а порхающие одна вокруг другой бабочки означают семейное счастье. Белая бабочка — дух умершего.

В Древней Мексике бабочка относилась к атрибутам бога растительности, весны и любви, «Принца цветов» Шочипильи. Кроме того, она была связана с Солнцем и являлась символом колышащегося огня. Обрубленная каменными ножами (итцли) бабочка — это богиня Ицпапалотль, «Обсидиановая бабочка», ночной дух пламенеющих звезд и вместе с тем — символ душ женщин, умерших при родах.

Древние греки считали бабочку символом бессмертия души. Психея, имя которой значит «душа», представлялась в виде девушки с крыльями бабочки.

Древние римляне считали, что бабочки — это цветы, которые сорвал ветер.

Распространены приметы о бабочке как вестнице смерти (напр., бабочка, влетевшая в комнату больного, предвещает его скорую кончину). Представление о бабочке как о душе предка реализуется в названиях бабочки типа рус. душа, душечка (ср. души, душечки — «умершие»), причем у русских преобладают наименования бабочки, восходящие к праславянскому *baba, очевидно, именно как к одному из обозначений предка. 

Характерно представление о бабочке как о «знающей», «ведающей», но «злой» душе (духе-демоне)., способной произвольно покидать тело. Когда вештица засыпает, ее душа в виде бабочки душит, сосет кровь, крадет молоко, огонь и т.п. Если перевернуть тело, душа его не опознает и остается бабочкой резкой окраски — чернокрасной или черно-желтой (аналогичные былички о странствии души во время сна в древнеславянских традициях связываются с целым рядом насекомых, животных и птиц). Душа в виде бабочки (множества бабочек) может вылететь также, когда сжигают или протыкают колом тело вампира; чтобы его обезвредить, надо убить бабочку Кружащихся у огня бабочек калечат, чтобы распознать ведьму. Семантическая модель бабочка — ведьма (колдун) известна на всей славянской территории. Для запада восточнославянского ареала характерно совмещение двух мотивов: «Вiдьма — ночная бабочка. Ее убивать нельзя. Когда ее видят, говорят: «Прылетiла чыясь душа». 

Представление о бабочке, как о демонической душе является основой для вовлечения в ее мифологическое поле более широкого круга мотивов народной демонологии; ср. наддиалектные названия бабочки: з.-слав. *diabel, *bohina, ?ertica, je?ibaba, *mora, *mara. Связь с темой зла и смерти наиболее устойчива у бабочки «Мертвая голова» (Acherontia stropos), олицетворяющей смерть. Отрицательная семантика бабочки проявляется также в осмыслении ее как образа болезни и знамения несчастья (з.-слав. *bieda, *psota — «бабочка»).  У юж. славян к бабочке обращаются с просьбой о дожде во время засухи, считая, что она «летает возле бога и просит о дожде».  Выражения типа бел. матыльў пэчэни — «с ума сошел, вожжа под хвост попала» взаимодействуют с активной группой фразеологизмов типа  мухи в голове.

ПРИТЧА О БАБОЧКЕ

Один человек нашёл кокон с бабочкой. И однажды, когда в этом коконе появилась небольшое отверстие, человек стал наблюдать за тем, как бабочка с трудом пытается высвободить своё тело через это небольшое отверстие.

Вдруг показалось, что бабочка остановилась и что дальше движения уже не будет. И человек решил помочь бабочке.

Он взял ножницы и разрезал кокон.

Бабочка оказалась на свободе.

Но происходило странное. У бабочки было припухшее тело и сморщенные крылья.

Человек продолжал наблюдать за бабочкой, ожидая, что крылья раскроются и смогут поддерживать её тело, которое со временем обретёт правильную форму.

Но этого не произошло. Бабочка провела остаток своей жизни ползая с распухшим телом и деформированными крыльями. Она так и не смогла взлететь.

Человек в своем поспешном стремлении помочь не понял, что преодоление препятствия в виде кокона, и усилия, которые прикладывала бабочка продираясь через отверстие в коконе было необходимо ей для того, чтобы укрепить её крылья и тело, чтоб она была готова к полёту, как только освободится от кокона.

Иной раз преодоление трудностей это именно то, что нам необходимо в определённые жизненные моменты.

Не будь в нашей жизни препятствий — мы были бы слабыми и не имели бы той силы, которую всегда хотели иметь. И никогда бы не смогли летать.

_________

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил… а Боги дали мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

 

Я просил мудрости: а Боги дали мне проблемы для разрешения.

 

Я просил богатства: а Боги дали мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

 

Я просил возможности летать… а Боги дали мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

 

Я просил любви… а Боги дали мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

 

Я просил благ… а Боги дали мне возможности.

 

Я ничего не получил из того, о чем просил: Но я получил все, что было мне нужно!

 

Живи без страха, смело встречай все препятствия и докажи, что ты можешь их преодолеть.

 

 

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий