7.08 Спожинки (Дожинки, Обжимки)

С 7 августа (серпня, жнивеня) на большей части Земли Славянской заканчивается жатва, отсюда и название праздника — Спожинки (дожинки, обжимки). Спожинки — праздник окончания жатвы, который отмечается  до 15 августа (серпня). {jcomments on}
В этот день благодарят Дажьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землю за урожай, приносят требы Макоши (Матери Урожая) и заплетают на поле из последних колосьев «бороду» Велесу.

Православные христиане отмечали в этот день Успение Пресвятой Богородицы (Успение Златогорки). В народе говорили: «Успенский пост спожинками разрешается», «Успение кончает дожинки».

Последний сноп («пожинальник») жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть не срезанных колосьев, связывая их лентой, — завивают «перепелицу» («бороду Велесу»). Вокруг «бороды» тщательно выпалывают траву, а внутрь кладут требу: хлеб с солью.

«Уж мы вьём, вьём бороду

У Велеса на поле…

Завиваем бороду

У Велеса да на широком…

На ниве великой

Да на горе высокой,

На земле чернопахотной…

Вейся, вейся, борода

Бородушка, вейся

Сусек наполняйся!»

Изготавливали Дидуха — это перевязанный особым образом, сноп из последнего или из лучшего снопа собранного урожая пшеницы, овса, ржи или льна, украшенный сухоцветиями или ленточками.

По окончании жатвы женщины катаются по ниве, приговаривая:

«Нива, нива, отдай мою силу,

Я тебя жала, силу теряла,

Нива, нива, отдай мою силу,

На пест, на колотило,

На молотило, да криво веретено.»

При помощи этого заклинания они возвращали отданную ими Земле (ниве, жниве) силу.

Пожинальник посвящается Мокоши (Макоши), его одевают в праздничный женский наряд и ставят на стол, где он и стоит во время пира. На зачине волхвы (жрецы) славят Велеса, поднимая над головой горшок с просом:

«Щедры Велесе

Зри на ны с небеси

Житом одари

Поле возроди

Благо дари веси.

То Влес ущаше праотце наше

Земе раяте, а злаки сеяте,

А жняте вена венища

А цтеть го яко отце божска.»

Это Велес учил праотцев наших землю пахать, и злаки сеять, и жать венки на полях страдных, и ставить снопы в жилище, и чтить Его как Отца божьего (из «Велесовой Книги»). В этот день освещают мёд, яблоки и зерно. После зачина вершиться весёлый пир (запрещено употреблять в пищу мясо). Страва: каша, мёд, яблоки, хлеб и квас. С этого дня начинаются осенние хороводы и игрища, ибо лето ушло…

Следует отметить что дата празднества может различаться в зависимости от области и урожая в разные годы (где то Спожинки могут отмечаться и 7.08 и 12.08), но согласно народному календарю:

7.08 — Праздник урожая — Хлеба. Последний сноп «Волосу на бородку».

8.08 — Начало жатвы.

10.08 — Спожинки. Окончание сенокоса.

15.08 — Спожинки. Завершение уборки хлеба.

В некоторых губерниях «Спожинки» праздновались в один день с Хлебным Спасом (16 августа).

Читайте также:

Добавить комментарий