Славянская свадьба

 

Поистине, свадьба — есть наиславнейшая треба РОДу, творимая во черёд свой каждым из РОДу Русского, из Племени Славянского, иже душою и телом во Здравии пребывает. Поистине, Славянину жену не взять — равно, что жене славянской детей не рожать — равно, что дело Предков своих не продолжать — равно, что к Богам РОДным хулу обращать и волю их не исполнять. Обратное же творить — равно, что зёрна в пашню ронить — по Прави по Божской жить — Долг РОДовой исполнять — Вервь Отцов продлевать. Ибо долг каждого человека на Земле — сохранить и продолжить РОД свой, долг каждого Русича и Славянина — продолжать РОД Русский и Славянский. Цепь поколений должна продолжаться и быть неразрывной.

 

{jcomments on}

 

Свадьба, наряду с рождением, введением в РОД (возрастным посвящением) и погребением, испокон веков почиталась Предками нашими важнейшим событием жизненного Коло (круга, цикла) человека и принадлежала к числу не внутрисемейных, но общеродовых празднеств. Ибо, поистине, действо сие есть не токмо личное дело молодых да ближайших сородичей их, но всего РОДа Земного (сородичей), РОДа Небесного (Предков), да самого РОДа Всевышнего величайшее деяние — Справное РОДово Единение, Воли РОДовой претворение, да Исто РОДово прославление.

 

Свадьбы обычно играются осенью (после дня РОДа и Рожаниц, когда весь урожай уже собран, но ещё не наступили холода), либо зимой (на Велесовых Святках), и, конечно же, весной — на Красную Горку. Одни полагают, что предпочтительнее играть свадьбы именно осенью: до прихода Осеннего Сварожья — времени, когда замыкается Сварга, а Светлые Боги «уходят» из Яви в Светлый Ирий (Рай) до будущей весны. Другие считают, что негоже играть свадьбы во время, когда солнечная сила идёт на убыль в мире Яви, и потому отдают предпочтение поре Зимних Велесовых Святок, следующих сразу за Колядой — временем рождения Солнца Нового Кологода, когда солнечная сила вновь начинает возрастать. Что же касается весны, то о сию пору (во время, когда все прошлогодние запасы от урожая уже подходят к концу, а впереди — ждёт жаркая посевная) свадьбы играются реже, хотя в некоторых деревнях до сих пор сохранился обычай чествовать молодых, сыгравших свадьбу прошлой осенью либо зимой, с приходом новой весны: на Масленицу.

 

 

 

Свадьбе обычно предшествуют: сватовство, смотрины, сговор (во время коего окончательно договариваются о размере приданного) и обручение, а также, бывают, ещё и иные действа, например, умыкание (кража) невесты (как правило, по взаимному согласию). В последнем случае жених платит отцу невесты вено (выкуп). За день-другой до свадьбы печётся особый обрядный коровай со знаками плодородия и пирог с курятиной — курник, олицетворяющие собой счастливую жизнь, достаток в семье и доме.

 

Накануне самого свадебного действа в доме невесты непременно устраивается девишник, во время коего девушки-поневестицы оплакивают молодую как «умирающую», ибо ей предстоит «умереть» девой-невестой во своём Роду — дабы возродиться в мужнином Роду. При сём — расплетают молодой косу и вынимают из её волос ленту, именуемую «волей», коя затем отдаётся младшей сестре либо незамужней подруге невесты. Затем молодую ведут в заранее истопленную баню «смывать волю». В качестве оберега перед молодой несут веник, убранный лентами. Перед тем как войти в баню, его бросают перед собой, а затем, смотря по тому, как он лёг, гадают о грядущем замужестве. После бани молодой расчёсывают волосы, но в косу уже не заплетают. Под венец молодая идёт с распущенными волосами, кои лишь затем заплетаются в две косы и убираются под головной убор, како деется всеми замужними женщинами.

 

В эту же пору в доме жениха устраивается молодешник, во время коего молодой в окружении своих друзей и родственников прощается со своей холостой жизнью. По окончании девишника и молодешника молодые начинают пост (отказываются от еды и пития), который длится до самого свадебного пира. Постясь, они обращаются к РОДным Богам и Предкам, принося им требы и испрашивая покровительства в грядущей совместной жизни.

 

Перед свадьбой молодые — подобны новорождённым младенцам, ещё не прошедшим обряда имянаречения, ибо в это время, как никогда уязвимы и открыты для всех посторонних воздействий, как благим, так и дурным. Многие обереги, творимые как самим молодыми, так и сородичами их, деются в их помощь, но, поистине, лучшими оберегами от всякой порчи и сглаза являются чистота их Сердец и та истинная Любовь, что соединяет их незримыми узами.

 

 

Само свадебное действие начинается, как правило, после полудня, не раньше. Жених с дружками отправляется к дому невесты — кликать молодую. При сём сам жених хранит молчание, не ест, не пьёт и не ведёт остальных за собой, но лишь следует за ними, ведомый главным дружкой (другом) — «воеводой». Невесту к ним выводят не сразу, но лишь по получении обрядного выкупа за неё. Всё это делается с песнями, прибаутками и весельем. Над женихом  непременно стараются подшутить, например, вывести ему подменную невесту (зачастую — бородатого мужика, укутанного в женский платок) и прочее. После вывода невесты все выстраиваются в свадебный поезд и, с соответствующими сему действу песнями, идут (едут) на Капище. Перед молодыми, охраняемыми дружками жениха (как правило — вооружёнными мечами) и девицами-поневестицами, несут на богато вышитом рушнике свадебный коровай, а за ними несут чаши с хмелем, зерном на златом-серебром (мелкими монетами) — для обсыпания молодых.

 

Сам обряд венчания начинается с зачина, на котором молодые предстают перед Волхвом (Жрецом), который поочерёдно вопрошает каждого из них: по доброй ли воле тот (та) берёт на себя «Княгиню» [ имярек ] / выходит замуж за «Князя» [ имярек ]? Любят ли молодые друг друга? Клянутся ли хранить верность и заботиться друг о друге? Услышав же положительные ответы, Волхв соединяет руки молодых (шуйцу жениха и десницу невесты, ибо молодая стоит слева от своего суженого-ряженого) и связывает их освещенным рушником. При сём речёт славления Богам. Но, если вдруг оказывается, что кто-то из молодых не имеет славянского имени, то свадьба откладывается до прохождения оным обряда имянаречения. На протяжении всего венчального действа поневестица и дружка держат над головами молодых «княжьи» венцы: золотой — над женихом («Князем-Солнцем») и серебряный — над невестой («Белой Княгиней»). Воздеваются сии венцы перед самым началом обряда.

 

После освящения места и положения зачина приносится треба (жертва), коей испрашивается благословление РОДных Богов на заключаемый союз. Треба сия приносится не от родноверческой общины, но лишь от лица молодых, кои накладывают на неё длани определённым образом. Лишь, в случае, когда треба принята, можно приступать к обряду венчания. В случае же, если треба «прахом пошла», следует принести искупительные жертвы и кинуть жребий, вопрошая РОДных Богов о том, что делать далее. Если однозначный ответ получить не удаётся, то следует провести молодых через испытания. Например, молодым предлагают пройти, не расцепив рук, босиком по горячим углям, вытащить из огня уголёк и прочее. Проведение молодых через подобные испытания также необходимо, когда славянин берёт жену из среды инородцев или иноверцев (хотя у всех древних народов и у народов, сохранивших родоплеменные устои и по сей день, это не одобряется). В сих случаях венчания без испрашивания благословления свыше и предварительного испытания — может обернуться тягчайшим оскорблением, брошенным РОДу, и злейшей хулой на РОДных Богов и Предков.

 

Обряд венчания называется так потому, что молодых венчают венцами Сварога и Лады — «Князя» и «Княгини» («Боярина» и «Боярыни»), величая тако на протяжении всего обряда и следующего за ним свадебного пира. Во время оного обряда приносятся требы и рекутся славления: Роду (ибо во Славу Его, Приплод Дающего, деется всё сие), Сварогу (Ковалю Небесному, Сковывателю Свадеб), Ладе (дабы хранила-оберегала молодых в их будущей семейной жизни, даруя им Лад да Любовь), Велесу (дабы жизнь молодых была богатой и изобильной), да Макоше (сплетающей Нити Судеб, водящей Долю и Недолю).

 

Венчальная рубаха молодой именуется: «калинка», «целошница», «долгостанец» и т.п., являясь символом чистоты невесты, оттого она и белого цвета. Рубаха сия делается цельнокройной, туникообразной и с длинными рукавами, собранными у запястий обшлагами-воланами. Её непременно должны украшать свастичные знаки Солнца (различные вариации Коловратов — по вороту или по плечам) и знаки земного плодородия (всевозможные ромбики — по дололу). Длинные рукава рубахи называются «плакальными» и в распущенном виде могут достигать Земли. На голову молодой одевается венец в виде широкого обруча, непременно с открытым верхом. По окончании обряда девичья причёска (распущенные космы) меняется на женскую: две косы укладываются вокруг головы и убираются под кокошник, повойник, моршень или иной головной убор, обязательно являющийся закрытым.

 

Волхв обводит молодых, чьи руки остаются связанными рушником на протяжении всего последующего действа, трижды вокруг огня, благословляя и обсыпая их хмелем (первое коло, круг), зерном (второе коло) и златом-серебром — мелкими монетами (третий круг). После этого, Волхв принимает из рук потворников братину с питным мёдом, подносит её молодым, дабы те, взяв её свободными руками, принесли свою первую совместную требу Родным Богам, а затем сами испили из неё по глотку священного напитка — РОДу, РОДной Земле и Предкам во славу!

 

 

Сие может делаться и по-другому. Молодые обмениваются поясами, перепоясывая друг друга, либо — обручальными кольцами (обручение), а затем жених покрывает невесту полой своего плаща — в знак защиты и покровительства. После чего жрецы обводят молодых, держащихся за руки, вокруг РОДового Столба — зримого знака Все-Сущего Все-Держителя РОДа, либо вокруг Священного Древа…

 

По окончании обряда жрецы объявляют громогласно народу о том, что де, отныне «Князь» [ имярек ] и «Княгиня» [ имярек ] есть честные муж и жена — пред РОДом и соРОДичами своими. После чего собравшиеся троекратно — единым громким гласом — рекут, обращаясь ко Сварогу-Батюшке (возглас: «СВА!»), ко Богам РОДным и к самим молодым: «Сва! Слава! Слава! Слава! Гой!».

 

Затем все приглашаются проследовать к свадебному столу — на почестен пир. Впереди всех несут свадебный коровай, за ним идут молодые, руки коих по-прежнему остаются связанными рушником. На протяжении всего пути их щедро обсыпают хмелем, зерном и монетами, малой частью коих обсыпаются также и все собравшиеся. Молодые должны дойти до стола, не размыкая рук, как бы ни старались иные разлучить их, дёргая за рукава и всячески стараясь отвлечь друг от друга. Свадебный пир, равно как и всякий честной пир вообще, начинается с пищесвятия (освящения пищи), творимого жрецами, и прославления Предков, коим на сём пире творится особая честь: Волхвицы да Жрицы выносят специально сшитые к сему случаю небольшие матерчатые куколки Деда и Бабы, олицетворяющие Предков, и ставят (сажают) их перед молодыми на стол, творя им малую Божницу. Перед куколками располагается требная миса, в кою добрые люди кладут первый кус от всякого яства — Богам РОДным и Предкам во Славу! Тако же молодым дарится особая сдвоенная куколка — «неразлучники», изображающая самих молодых, крепко держащихся за руки.

 

После пищесвятия и обращения к Предкам пускается по кругу братина с хмельным мёдом, принимая кою, всяк человек, за столом сидящий, речёт славу и поздравления молодым, до коих братина доходит в самую последнюю очередь. Лишь когда братина замкнёт коло (круг), все, кроме молодых, приступают к трапезе, обилие яств на коей предвещает новорождённой семье богатство и достаток в будущем. При сём молодым ставится один прибор на двоих, дабы узы, их соединяющие, были крепче.

 

Через некоторое время, в самый разгар праздничного веселья, молодые поднимаются из-за стола и отправляются в чертог свой, где заранее подготовлено их брачное ложе (оно складывается из снопов сена, покрытых полотном добрым, а поверх — непременно волохатой шкурой), вокруг коего расставлены кадушки с мёдом, пшеницей, рожью и прочими добрыми плодами — смотря по достатку молодых. С собой же они берут свадебный коровай и пирог-курник (коих может быть приготовлено два: от дома жениха и от дома невесты). Покой молодых обязуется охранять дружка жениха, вооружённый мечом или топором. Лишь взойдя в брачный чертог и оставшись друг с другом на едине, молодые снимают со своих рук повязанный жрецом рушник и освобождаются от соблюдаемого ими до сего времени поста. Представ перед брачным ложем, молодая, в знак покорности мужу, разувает его. Между тем, в один из сапогов жениха заранее кладётся монетка, и если молодая жена первым снимет именно этот сапог, то сие понимается как доброе предзнаменование, обещающее молодым богатую и счастливую совместную жизнь.

 

 

По утру дружка отправляется спрашивать молодого о его «здоровье». Если оный отвечает, что он в «добром здравии», значит доброе дело, угодное Богам РОДным свершилось — во славу их и самого РОДа — Земного, Небесного и Все-Вышнего!

 

В наше время, когда люди стали торопливы в делах своих и поспешны в суждениях, стало обычным не дожидаться следующего дня, как в старину, когда всякая свадьба игралась не менее трёх дней, а завершать всё действо в один день. Посему молодым, удалившимся в чертог свой, приходится не мешкать до утра, но через какое-то время возвращаться к столу, дабы вместе с гостями продолжить свадебный пир, который завершается далеко заполночь.

 

Но как говориться, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, потому предлагаем Вам ознакомиться с реконструкцией традиционной славянской языческой свадьбы, на которой произошла женитьба Волхва Велеслава и Лады с пошаговым описанием хода обряда

 

1. Поезд за невестой. Свадебное шествие — «поезд» — выдвигается из стана жениха. Бубенцы, чур на рушнике, топор — обережные средства, отгоняющие худые вибрации и сглаз. Женихова сторона — родня и гости — собирается у шатра и готовится начинать шествие.

 

 

Жреческий посох — образ Оси Мира, фаллическая вертикаль Силы, дающая вектор пространству, символ взаимосвязи всех трёх миров: верхнего мира Богов, среднего мира Яви, живых, и нижнего мира невоплощённых душ.

 

 

По ходу следования свадебного «поезда» поют русские народные свадебные песни, например такую из Брянской области:

 

«Как узвился роёчек,

Он и в саде да на вишенье.

Хочет рой полетети,

Он из бору в дуброву,

Злюбовал себе сосну,

Тонкую да высоку…

…Ды собрался Велеславко,

Со усёю роднёю,

Хочет сесть да й поехати

От батьки до тештя,

Злюбовал себе девку…»

 

 

Со стороны наречённого (мужа) — выносится святыня мужских Божеств, со стороны наречённой (жены) — свято Богини. Свадьба людей дублирует единение божественных начал.

 

 

Дружка — помощник жениха и его полномочный представитель во всех диалогах меж родами. Как ведущий чин свадебного действа, он перевязан рушником — в знак почёта, жреческой роли и одновременно оберега.

 

 

На свадьбе уместны «скромные» шутки и комментарии вплоть до матерных: тема соития и пола во всех этнических культурах священна, ибо напрямую связана в продолжением Жизни (РОДа). А уж на свадьбе это более чем к месту!

 

 

В шатре ожидают наречённую. Зеркало издревле считалось «окном между мирами» — уже тогда, когда это было всего лишь отражение в воде или на гладкой бронзе. Именно поэтому его и используют в гаданиях о будущей судьбе. Применяют его магическую силу и на свадебном обряде: после венчания молодые смотрятся вместе в зеркало, так, чтобы увидеть там не себя, а свою пару, таким образом единясь не только в мире Яви, но и в мире Нави. В шатре также рекомендуется вешать оберег в виде медвежьих лап.

 

 

В ожидание поезда в стане невесты пребывают родители, сваха и подруги. Каждому предстоит своя обрядовая роль. Невеста же прячется в «девий кут» — занавешенный угол, откуда не покажется, пока её не выведут нарочно.

 

 

Жених, как и невеста, переживает момент ритуального перехода в новую стать (статус), а потому считается уязвимым. Его поведение в обряде достаточно пассивно: говорит и действует за него дружка, на тонком плане наречённый оберегаем рубахой, которую вышила перед свадьбой невеста, а также оберегами и заговорами.

 

 

2. Торг за невесту. Дружка с женихом приходят в шатёр, где начинают сватание. Родители женушки спрашивают: «А жених то ваш хорош?» Дружка жениха рассказывает родителям невесты о достоинствах и личных качествах жениха.

 

 

«Сват и сватья! Есть ли в доме яры собаки?

Ярых собак садите на цепь,

Стариков-колдунов, петухов-клевунов,

баб бранливых пихайте на печь!»

 

 

Пришлые здороваются с народом, кланяются сперва родителям невесты, и потом на 3 стороны гостям. Им все откланиваются. Жених молчит.

 

 

«Сватушки нарядные,

Свахоньки обрядные,

Все гости смиренные,

Хозяином почтенные,

Скажите вы мне слово легкосердное:

Кто в доме начало?»

 

Отец: «В доме у нас начало сам Бог Род, святые предки и Мать-Земля».

 

Дружка ставит принесённого Чура в красный угол шатра, вслух просит у Богов благословления делу. Все молятся.

 

 

Дружка: «Сватушки нарядные,

Свахоньки обрядные,

Все гости смиренные,

Хозяином почтенные,

Скажите вы мне слово легкосердное:

Кто здесь в доме хозяин?»

 

— У нас хозяин Алексей Александрович…

 

 

Дружка: «У нашего-то сватушка

У Алексея, у Александровича

Есть зелен сад,

В этом садике стоит яблонца,

На этой яблонце висится яблочко —

Смело и зрело, ко времечку поспело!

Вы сами, сватушка, сорвёте,

Или мне прикажете?»

 

Отец: «Как знаешь дружка».

 

 

«Хмель ты мой, хмелинушка, хмель яровой,

Ой лёли, ой ли лёли, хмель яровой.

Женится Велеславушка, князь молодой.

По двору ходит, как хмелюшка стелется.

Люди скажут: Велеславушка женится,

Берёт, берёт себе девушку Ладушку.

Ладушка по новым сеням ходила,

Она сваво родного батюшку будила,

Встань, проснись, родный батюшка, пробудись,

Открой окошечко, погляди…»

 

 

Сваха — полномочный представитель невесты. Невеста за загородкой причитает, просит подружек не пропускать чужого до неё. На её защиту стеной выстраиваются бабы. Дружа пробует их раздвинуть, позволяя себе вольные движения и касания, а также приговоры. Бабы смеются.

 

Дружка: «Покорнейше вас благодарим, родовичи, что вы в правде состояли,

Нашу наречённую княгиню сохраняли, теперь мне-ка дороженьку освободите,

Я ей новое утешеньице привёл».

 

Сваха: «Я своего места даром не уступлю, продавать — продаю».

 

Дружка:«Чем же ты, красная (красивая), торгуешь?

Лисицами или куницами? Или суженое продаёшь?

 

Сваха: «Я торгую всем: и лисицами и куницами, и суженым-ряженым».

 

 

Загадывают загадки на стороне жениха.

 

 

Сваха: Ну и спрошу друженьку в останный раз:

— Дай мне, друженька, чего у нашего хозяина в доме нет.

Дружка выводит вперёд жениха.

 

 

Тогда бабы расступаются, дружина ныряет в клеть за девкой.

 

Дружка: «Дозвольте мне, красна девица, правую рученьку.

Не ту рученьку, что с горючими слезами, а ту рученьку, что с золотыми перстнями!»

 

 

 

3. Встреча наречённых, прощание невесты с родом. Дружка выводит невесту за руку и подводит к жениху. Приветствие наречённых.

 

 

Невеста подносит жениху пива: кланяется, подаёт, он кланяется, принимает, выпивает, отдаёт, целуются троекратно.

 

 

Да ты утушка, да ты серая. Выплывай (2 раза).

Да ты утушка, да ты серая. Угадай (2 раза).

Да который твой, да который… Селезень (2 раза)

Да на конику, на на краёшку, самый твой, Вековой.

(Народная свадебная песня)

 

 

Наречённые садятся под красный угол на мех. Мех — образ изобилия, богатства и неги, ласки.

 

 

Дружка: «Сватушки нарядные,

Свахоньки обрядные,

Все гости смиренные,

Хозяином почтенные,

Скажите вы мне слово легкосердное:

Кто здесь в доме хозяюшка?»

 

— У нас хозяйка Надежда Васильевна.

 

«Свахонька любезна, Надежда Васильевна,

Благословите нашему наречённому князю

Вашего хлеба-соли отведать».

 

Мать невесты выносит хлеб с солью, ставит на стол в передний угол.

 

 

Дружка берёт хлеб, поднимает его 3 раза, повторяя трижды же:

«Сватушка любезный,

Ваш хлеб и наш хлеб:

Нашему хлебу быть наверху!»

 

Затем срезает горбушку и соединяет её с привезённой горбушкой от женихова хлеба, круто посоливши обе.

 

 

Крепко связывает всё это в платке, туда же кладутся и 2 ложки. Ложка всегда была сугубо личным орудием, и потому является образом конкретной личности, души. Невеста обязательно должна забрать свою ложку из родительского дома, чтобы не тосковать по нему. В других местностях ложку вышедшей замуж подружки обрядово ломают, а молодой дарят уже новую.

 

 

Как у нас было на Дону,

На Дону, на Дону, на Дону,

В Астраханском городу

Солетались галочки,

Прилетал к галке сокол.

Поймал галку за крыло,

За то крыло правое,

За пёрышко сизое.

 

 

Одаривание невестой своих родных, чинов.

Уж вы мои родные да родители!

Вы простите меня, если в чём неправа была с Вами,

Если невзначай грубое слово сказала!

 

 

И ты, сестрица милая, прости и не посетуй.

Прими гостинец малый от меня да на памятку.

 

 

И вы, подруженьки мои любезные,

Красные девушки — белые лебёдушки!

Гулять вам теперь без меня,

Красоваться без меня горемычной.

Простите и вы, коли в чём обидела.

 

4. Расплетание косы и благословление родителей.

 

 

Расплетание косы — образ прощания с девичьей статью. Теперь девушка уже не одна, а в паре, поэтому с поры свадьбы женщины традиционно носят только две косы, пряча их под повойник или платок.

 

 

Невеста садится в середине комнаты, лицом к Красному углу. Перед ней зеркало. Поётся песня, невеста под неё причитает.

 

 

Женщины по очереди подходят и делают свой вклад в расплетание косы: медленно по паре витков расплетают косу и гребешком расчёсывают свободную часть.

 

 

Нам сказали, Велеслав-то грозен

Он грозен, грозен немилостив.

Он да вот едет по широкому двору,

Он заходит во конюшену нову

Он берёт, берёт черкасское седло

Он седлает себе ворона коня,

Он-то едет мимо тестева двора,

Ой, ударил он копьём и в ворота

Ой, дома ль тесть, и дома ль тёща моя,

Дома ль Ладушка Лексеевна?..

 

 

А вереюшка закачалася

Наша Лада испугалася

Ой, закричала тонким громким голоском

— Уж вы нянюшки и мамушки мои

Вы берите мои золоты ключи

Открывайте вы чуланы-сундуки

Доставайте нижгородское сукно

Уж вы шейте Велеславушке кафтан

Чтоб не долог, не короток ему был,

Чтоб Велеславушка работать выходил, ох.

 

 

Невеста выказывает печаль при прощании со своим родом всегда, дажде если брак желанен и она предвкушает счастливую жизнь с любимым. Считается, что предки-покровители рода могли бы разгневаться на женщину, если она радуется, переходя в другой род. А так дело предстаёт, как будто «чуж-чужанин» увозит её насильно и её вина перед родом снимается. Кроме того, говорят: «Не поплачешь под венцом — наплачешься за столбом», то есть в будущей замужней жизни.

 

 

Ой то не в трубушку трубили рано по заре,

Ой то и Ладушка плакала по русой по косе:

Вечор тебя, мою косушку матушка плела,

Теперь тебя, мою косушку на две расплели.

Живи, родима матушка, живи без меня…

 

В итоге невеста остаётся распущенновласой, ей без лент, просто для удобства, заплетают косу, которая на капище будет распущена.

 

 

Испрошение благословление родителей перед объездом к венцу.

 

Катись-молись, права рученька,

Поклоняйся, буйная головушка.

Ты, радельщик мой, батюшка,

Я не злата прошу и не серебра,

Я прошу, радельщик батюшка

Великого благословеньица,

Навеки нерушимого.

 

 

Отец держит семейное свято / чура о рушнике, мать держит коровай с солью — также на рушнике. Таким образом родители благославляют союз и на духовном, и на материальном уровнях.

 

 

Отец осеняет склонённые головы молодых святыней, проводя над ними 3 раза кругом.

 

 

Целуются с отцом троекратно, мужчины могут пожать руки.

 

 

Катись-молись, права рученька,

Поклоняйся, буйная головушка.

Ты, радельщица моя, матушка,

Я не шитого прошу и не браного,

Не большого прошу приданного,

Я прошу, радельщица матушка

Великого благословеньица,

Навеки нерушимого.

 

Мать таким же порядком осеняет склонённые головы молодых короваем, после чего молодые целуют коровай.

 

 

После этого молодые по очереди трижды целуются с тещёй.

 

 

На традиционной славянской свадьбе необходимо и песенное сопровождение обрядов, потому не будет лишним пригласить на неё какой-нибудь русский народный хор или ансамбль. На этой свадьбе в этом деле помогал клуб любителей народного пения «Белояр».

 

111

5. Оберег поезда и дорога на капище. Отец подводит невесту за руки к порогу и передаёт через порог из рук в руки жениху со словами:

 

«Вот тебе, сынок Велеслав, наша дочь. Я её поил, кормил, никогда не бил,

Тако же и ты её пои, корми, обувай, одевай, на работу посылай и в обиду не давай!»

 

 

Ещё перед выходом невесту покрывают белым платом (отголоском которого является современная фата) — для оберега от колдовства и сглаза: дорога к венцу — самое магически уязвимое место для наречённых. Также плат — символ временной смерти, перехода: сейчас невеста «умерла» для своего рода и родится вновь в роду мужа. Обычай у жён брать фамилию мужа — воплощение того же самого представления.

 

 

Перед отбытием творят оберег поезду: сваха совершает обметание веником.

 

 

А дружка творит обнос чуром и плетью с наговором, останавливаясь на каждой стороне света.

 

 

Тканое свято Макоши — святыня дома невесты.

 

 

Поезд выдвигается на Капище…

 

 

По ходу его следования поют свадебные песни, играя на традиционных музыкальных инструментах:

 

«У ворот берёза стояла.

Ладушка с двора съезжала.

Сломала берёзе верхушку:

— Стой, моя берёза, без верху,

Живи матушка без меня.

Без моей буйной головы,

Без моей русой косоньки».

 

 

6. Обряд на Капище: возжигание Огня. Жертва от Молодых. Жертвенный коровай молодых посыпан маком, знаменующим изобилие.

 

 

По традиции невеста стоит слева от мужа.

 

 

Печальный плат с невесты снимается (он возвращается в дом родителей, чтобы не нести печаль в новую жизнь).

 

 

Обрядовая утварь: на плетне — вышитые хоругви, на пне — чур Триглава, рушник, братина, Сварожий молот, жертвенные огонь перед чуром.

 

 

Жених на руках переносит возлюбленную через ров, окружающий Святилище (Капище) — в знак необратимого перехода и того, что обязуется быть духовной основой семьи.

 

 

На Капище восходят только жрецы, проводящие венчание, молодые и их «свидетели» — дружка при наречённом и сваха при наречённой.

 

 

Свароже Велике Боже

Скуй нам свадебку крепко-накрепко

До седой головушки до белой бородушки

Крепко-накрепко! Крепко-накрепко!

Гой! Сва! Слава! Слава! Слава!

 

Свароже Велике Боже по небесе ходил

Гвоздочки собирал свадебку ковал

Крепко-накрепко! Крепко-накрепко!

Гой! Сва! Слава! Слава! Слава!

 

 

Ладо-Мати Лади ныне

Сва возлади не остыни

Сотвори потворы многи

Соведи пути-дороги

Князя да княгини длани соедини

Венцами венчай главы

Да облеки славой!

Гой! Ма! Слава!

 

 

Слава Богам выражается жестом одной или двух рук вскинутых от сердца к Солнцу.

 

 

 

После освящения места и положения зачина приносится треба (жертвенный коровай), с помощью которой испрашивается благословление Родных Богов на заключаемый союз.

 

 

Треба сия приносится не от всей общины, но лишь от лица молодых, кои накладывают на неё длани.

 

 

Только в случае, когда треба принята — сгорела без остатка, — можно приступать к обряду венчания.

 

 

Зерно широко применяется в свадебном обряде. Это первейший и древний образ изобилия, богатства и плодородия, кроме того — и образ перехода, ведь зерно, умирая в Земле, возрождается новым колосом и приносит десятикратный плод. На русской свадьбе следует применять русские зерновые — пшеницу, просо, пшено и рожь.

 

 

7. Обряд на Капище: связывание рушником, обведение вокруг огня.

 

 

Макошь премудра мати покутна

Судьбы Ведница Веретенница

Нити кручены судьбы вручены

Коло верчены с-правно венчаны

Долей доброю дари вдостали

Недоль отведи рассей россыпью…

 

 

… Мать Великая Многоликая

Земля плодная РОДом РОДная

Святи полюшко честным хлебушком

Дажди мудрости своим детушкам

Да сил в моготу всяку животу!

Гой! Ма! Слава!

 

 

Молодые кланяются Огню Сварожичу, который скрепляет их союз пред Богами.

 

 

Клятва молодых. Жених молвит:

— Лада [имя невесты] моя, в присутствии Богов и Богинь Сварги и обоих наших родов я беру тебя в жёны. Я разделяю с тобой свою жизнь, свою душу и свою судьбу, всё что я имею — теперь и твоё тоже. Я клянусь любить тебя, хранить тебе верность, заботиться о тебе и о детях, которых ты родишь нам, защищать тебя, наших детей и дом наш, делать всё для того, чтобы ты гордилась своим мужем. Богатство, бедность, здоровье или болезнь не будут мне в этом помехой. Да будем мы вместе до самой смерти! Носи это кольцо (одевает невесте кольцо, если оно присутствует в обряде) как свидетельство моей клятвы.

 

Невеста отвечает ему:

— Ладо мой Велеслав [имя жениха], в присутствии Богов и Богинь Сварги и обоих наших родов я беру тебя в мужья. Я разделяю с тобой свою жизнь, свою душу и свою судьбу, всё что я имею — теперь и твоё тоже. Я клянусь любить тебя, хранить тебе верность, заботиться о тебе и о наших детях, хранить наш домашний очаг и вести хозяйство, делать всё для того, чтобы ты гордился своей женой. Богатство, бедность, здоровье или болезнь не будут мне в этом помехой. Да будем мы вместе до самой смерти! Носи это кольцо (надевает жениху кольцо) как свидетельство моей клятвы.

 

 

Все присутствующие на обряде славят молодых радостными возгласами.

 

 

Далее совершается очищение рушника над огнём.

 

 

Рушник — образ единой жизненной дороги, на которую теперь становятся наречённые.

 

 

Традиционное вопрошение: «Согласны ли Вы?». Наречённые должны высказать своё намерение вслух, перед всем миром.

 

 

Невеста обходит вокруг жениха. Мужское начало — ось, а женское — кольцо или спираль, обвивающая ось.

 

 

Жених покрывает невесту полой плаща в знак того, что отныне берёт на себя опеку над ней и покровительство.

 

 

Волхв от имени РОДных Богов соединяет руки молодым, с молитвой.

«Как держитесь друг за дружку во сей день — так Вам держаться вместе всю жизнь.

Как крепка сталь ножа — так будет крепка чета Ваша,

Как богат хлеб Земли нашей — так будет изобильно семейство ваше.

Как святы РОДные Боги — так чисты и святы будут помыслы ваши».

 

 

Сложенные вместе руки молодых (правая невестина и левая женихова) крепко связываются рушником.

 

 

Гой Свароже Сварог

Наш великий Бог

Ой Ладу-у-Ладу,

Наш великий Бог.

 

Наш великий Бог,

Скуй нам свадебку.

Крепко-накрепко,

Вечно-навечно.

До седой головушки, до белой бородушки.

 

Молодые трижды обходят вокруг огня. Это важнейший эпизод свадебного обряда. Именно в эту минуту их брак скрепляется Богами.

 

 

 

8. Осыпание на выходе с Капища, дорога в стан Жениха, встреча с Родом Жениха.

 

Обсыпание символами изобилия и плодородия после венца — сохранилось во многих традициях и до сего дня. Первые моменты существования новой семьи оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь пары. Гости вкладывают свои благопожелания в зерно и они усиливаются бесконечной щедростью Земли.

 

 

Полный состав смеси для обсыпания пары: пшеница + овёс + рожь + хмель + монеты (мелочь).

 

 

Песня-величание:

Виноград в саду цветёт,

А ягода, а ягода, поспевает.

Виноград — Велеслав сударь,

Виноград — Геннадьевич,

А ягода, а ягода — что и Лада его,

А ягода, а ягода — Алексеевна…

 

 

… Ими люди дивовалися,

Что хорошие пригожи уродилися.

Дай им Бог совет-любовь!

Во совете, во любви

До стал лет им прожить!

 

 

Молодые держат концы своего свадебного полотенца. Узел, которым связаны их руки и судьбы, больше никогда не развязывается. Уединившись в шатре, молодые освобождают руки, а узел затягивают накрепко. Рушник со свадебным узлом хранится всю жизнь в укромном месте в доме новой семьи — как залог крепкого союза.

 

 

Далее же начинается шествие поезда к стану жениха. Впереди дружка несёт обережный чур Триглава.

 

 

Прибытие свадебного поезда встречают выстрелами из ружей — ради оберега и пожелания благополучного зачатия.

 

 

Родители жениха встречают молодых во дворе, стоя на межу и держа всё те же священные предметы.

 

 

Молодые просят благословления и получают его тем же чином, что и в доме наречённой. После чего свекровь приглашает молодых и всех гостей за стол.

 

9. Свадебный пир, молодых ведут почивать.

 

Курник — свадебный пирог с курицей. Петух и курица — образы эротической и плодоносной силы. Птицы вообще — призыв небесных сил. Украшение пирога может быть разным. Ниже приведена фотография пирога, на которой видно яичко над которым петух топчет курочку. Вокруг — условные ростки.

 

 

Тако же обязательно жарят мясо на вертеле (обычно поросёнка или гуся).

 

 

Разные типы пирогов с начинкой можно соотнести с женскими статями, ведь пирог в том числе — образ лона. Закрытый пирог — девичье состояние, открытый — замужнее. А решетчатый — в самый раз на свадьбу, когда «ломают прорубь».

 

 

Блины — древнее поминальное блюдо. На такое важное событие как женитьба — обязательно просят благословления у Предков-Пращуров. Жениху и невесте перед венцом хорошо посетить могилы Дедов своего Рода, принести гостинцев, посидеть у них, испросить их позволения на союз.

 

 

Свадебный пир вершиться за общим столом

 

 

Испитие из одного сосуда.

 

 

Поздравительные речи гостей.

 

 

Подарки.

 

 

Оставив гостей пировать, молодые удаляются в покои «почивать» в сопровождении дружки и свахи. Те должны проверить, не подброшено ли в комнату худых наузов или колдовских предметов. Постель стелется из соломы и мохнатых шкур (для богатства), под постель насыпается зерно. Для всестороннего изобилия хорошо в брачной комнате поставить полные ёмкости с мёдом, зерном и водой. Вдогонку молодым гости кричат благопожелания:

«Кунью шубу топтать!
Здоровенько спать! Весёленько встать!»

 

 

Молодые уединяются, а снаружи им продолжают петь:

 

Не по погребу бочоночек катается
Лебедин мой, лебедин,
Лебедь белый молодой.
Велеслав-от женой величается
Лебедин мой, лебедин,
Лебедь белый молодой
— Уж ты, Ладушка, разуй,

Алексевна, разобуй.

— Я бы рада разобуть,

да не знаю, как зовут.

Одну ноженьку разула

Велеславом назвала.
А другую я разула

Геннадьичем назвала.
Подпоясочку сняла —

милым дружком назвала.
Подпояску на крючок —

сама к ему под бочок.
Подкачуся, подвалюся,

никого я не боюся.

 

По традиции жена разувает мужа. Не стоит видеть в этом какого-то уничижения. Напротив, современным городским девицам не грех испробовать это ощущение готовности помогать и даже жертвовать, потому что у колеса не может быть две оси, и в семье не может быть две главы…

 

Также, в зависимости от обстановки действа, молодые могут уединиться в лесу.


 

При выходе из хором молодожёнов приготовлена глиняная посуда для битья. Разбивание посуды отгоняет нечисть, заставляя её считать, что худое уже случилось, — помимо громкого звука, который обережен сам по себе. Кроме того разбитый сосуд — образ перехода, свершившегося для молодых. Также он обозначает разрушение девственности невесты. Когда молодых «будят», сваха спрашивает у выходящего мужа:

«Лёд ломал или в прорубь упал?» (это иносказательный вопрос о невинности молодой жены).

Убита дороженька бархатом,
Убита широкая алым!
Кто эту дороженьку торил-убивал?
Убивал дороженьку Велеслав-сударь
Свет Геннадьевич,
Он ко тестюшке в гости ходючи,
Дороги гостинцы несучи:
Первой-то гостинец — чернослив,
Другой-то гостинец — виноград,
А третий гостинец — сам на двор…

После этого молодые возвращаются на пир, который теперь идёт в самый разгар и называется Красный стол.

10. Окручивание молодой.

 

 

В ходе пира молодая в сопровождении близких женщин удаляется для окручивания — одевания кички, головного убора замужней женщины. Окручивают молодую сваха, свекровь, замужние подруги. Волосы расчёсывают, заплетают в две косы, соединяют их «корзинкой» — это основная ежедневная причёска для бабы с покрытой головой. Затем надевают повойник, кичку. Всё это с приговорами и благопожеланиями, например: «Кичка-вуточка, носись легко, как птичье пёрышко!» — пожелание лёгкой семейной жизни.

 

…Прилетала к нам да голубка

повита у ней головка.

она села-пала на лавку,

опустила крылья под лавку.

— Уж и тута мне ночевати,

а подумавши — вековати.

 

Читайте также:

Добавить комментарий