Колобок идёт по небу

Папа обещал младшенькой сказку. А старший тоже прислушался.

 

— Рассказать тебе про Колобок?

— Да, — закивала дочка.

— Ну-у, это уже сто раз было, — заныл старший.

— И ты всё про Колобка знаешь? Ну-ка, Рыбонька, как там начинается?

{jcomments on}

 

— Жили-были Дед да Баба…

— А где они жили?

— В деревне.

— На небе! Ведь Коло/Колобок — по славянски Солнце. А Старик со Старухой — от английского слова star «звезда». И как теперь сказка пойдёт?

 

И сказал Звезд Звезде: «Испеки мне Солнце».

— Чуть-чуть не так. Звезда — это ведь свет. Вот и получится:

И сказал Свят Белой Свете: «Испеки, что ли, Солнце, Старуха, звёздочка моя!» — «Дак ить не из чего!» — отозвалась Старуха. А оно и в самом деле не из чего было: ведь Бог мир из ничего сотворил. Дед так и посоветовал Бабе: «А ты по сусекам поскреби, по амбару помети…»

Вот из этой суеты и создали Колобка-Солнце.

— Папа, у тебя же есть карта звёздного неба, давай посмотрим, где они живут?

— Тс-с. Рыбонька уснула. Пойдём.

Они взяли карту.

 

— Вот смотри. Созвездие Андромеды. Славяне называли его Даждьбог или Вышень, то есть Всевышний, или Дид. Вот мы Деда и нашли.

— Чем это вы на полу занимаетесь? — появилась из кухни мама.

— Ужин ждём! — с невинными глазами ответил папа.

— Жирно будет два раза в день ужинать! Нет, а в самом деле?

— Колобок — это Солнце. А Солнце движется по созвездиям Зодиака. Греческое zodiakos означает «круг зверей». Значит, все персонажи сказки должны на небе присутствовать.

— Мгм.

— Ценное замечание! Деда мы уже нашли, а Баба рядом — это созвездие Тельца.

— Почему это Телец, а не Лебедь?

— Лебедь, конечно, имеет отношение к Матери Ладе, но Солнце движется по небу в другую сторону. А корова — священное животное Бабы Лады, Лада даже изображалась с рогами. И у царевны-лебеди, если помнишь, под косой месяц — тоже рога.

— Рога наставил всем — и рад.

 

— А дальше проще. Орион — это созвездие Ярилы-Зайца, за ним гонится Волк-Кощей, на карте это Большой пёс.

— А где медведь?

— Медведь — это, в сущности…

— … Лев.

— Правильно, Лев. На гербе Ярославля изображено косматое животное, по поводу которого учёные до сих пор спорят — медведь это или лев. А Ярославль, между прочим, не какой-нибудь захолустный городишко, а первая столица Руси [1]. Люди думали, поди, что рисовали. Так что эта путаница вполне в русском духе.

— А вот Лисой-то тут и не пахнет.

— Ещё как пахнет!

— Фу-фу-фу.

— Обрати внимание на очень длинное и как бы из двух частей сложенное созвездие Гидры. Чем не Лиса с хвостом? Лиса в сказках — искусительница, само коварство, а Гидра — это на славянской карте Чёрный Змей, сам Чернобог Кощей. Согласись, это логично, что, начав свой путь от Всевышнего-Белобога, Колобок заканчивает его в пасти Чёрного Змея, Чернобога.

— Что-то в этом есть. Но странно вот что: сколько героев в сказке? Дед, Баба, Заяц, Волк, Медведь, Лиса. В каждом созвездии Солнце проводит по месяцу. Всего шесть месяцев. Где продолжение? Надо придумать.

 

— Продолжения и не должно быть. Древние арии по мифам пришли на Землю с Полярной звезды в район Северного полюса. Но на полюсе Солнце видно только шесть месяцев в году. Сказка о Колобке могла быть сложена в том виде, в каком дошла до нас, только на полюсе, значит, миф говорит правду. Я не слышу аплодисментов… Тише вы! Рыбонька спит.

— Но на полюсе негде жить, — зашептала мама. — Там даже земли-то нет.

— Это сейчас, — зашипел в ответ папа, — Но дно Ледовитого океана, как известно, опускается, остров Котельникова не успели открыть, как он исчез под водой. А в районе полюса со дна поднимается очень высокий хребет им. Ломоносова. Когда он доставал до поверхности, Гольфстрим тёк прямо на север. В Европе было холодно, на Колыме — тепло. Да и сами названия Колыма, Кольский полуостров содержат корень коло, что значит Солнце. Соловецкие острова — то же самое, Карское море — просто слышится имя Хорса — бога Солнца. Но Солнце-то мы видим на юге. Где же должны были жить люди, чтобы видеть Солнце над этими территориями? Между прочим, сечас их называют Крайним севером. Где? На полюсе. А ты говоришь: «Сказка — ложь».

— Я этого не говорила.

— Папа, я нашёл Молочную реку с кисельными берегами.

— Где?

— Вот, на карте. Так и написано — Млечный путь.

— Что ж, ты прав. Значит, завтра будем рассказывать «Гуси-лебеди».

Познай самого себя

Наблюдение за процессом расшифровки сказок и мифов подводит к такому выводу: человек может получить любую информацию о мире из ничего, из пустяка, из пальца. Однако от его желания не зависит и наперёд непредсказуемо — какую информацию он получит.

 

Мною сказка о Колобке расшифрована как солярный миф. Но всё отражено во всём, и кто-нибудь проникнется этой сказкой как судьбой женщин этого мира, которых мужские руки ведут от невинности до погибели. А кто-то обобщит на неё все случаи, подходящие под пословицу “Сколько верёвочке ни виться…” И тоже извлечёт урок на жизнь Каждому дают то, что ему сейчас необходимо и соразмерно. И это соответствие прошито в структуре мира, более того — оно и есть эта структура, ибо мир — это школа. Но предмет в этой школе один — сам человек. Во Вселенной есть всё — на то она и Все-ленная, Всеобщее лоно. Человек соразмерно себе выстригает из этой огромности ограниченность и живёт в ней. И, познавая свой мир, познаёт себя.

 

Чарлз Дарвин увидел в природе случайные мутации и отбор через борьбу за существование. Это многое говорит о Чарлзе Дарвине, но о природе — почти ничего, ибо есть природа такая, а есть — исподняя.

 

Вернадский нашёл в природе целостность и человека как часть этой целостноcти. Это свидетельствует о высоких душевных качествах Вернадского, но есть и такие уровни природы, что забыли о своём с ней единстве и поддались на провокацию Дарвина.

 

Познавать природу бессмысленно (но нужно), ибо на что бы не обратил свой взор человек, он фатальным образом видит только себя. И так должно быть, для этого мы и пришли в этот мир — познать себя, смотрясь в мир как в зеркало; пробиться внутрь себя, используя мир как скальпель; найти в себе — который есть мир, себя — который есть Бог. А как это сделать? Да хоть с помощью Колобка.

 

Конечно, в первую очередь это — солярный миф. Но разве движение Солнца по небу не есть письмена о творении мира — самые точные и доказательные? Разве они не есть предсказание будущего — единственно верные, ибо сами и есть закон? Разве не есть это лучшая повесть о любви и ненависти, о свободе и искушении, об истине и лжи? И вместить эти смыслы все сразу, без упрощений и послаблений своему рассудку — значит, стать соразмерным Вселенной.

Золотой ключик

Мне вспомнилась экскурсия по краеведческому музею. Каждый предмет в нём, не просто забыт, но специально оставлен людьми прошлого для потомков (это уж мы научились забывать). Предметы эти способны сдвигать точку сборки смотрящего на них и вызывать в его сознании информацию о назначении вещи и её истории. Насколько же отлично это назначение оказывалось от той функции, которую мы готовы признать за вещью, исходя из сегодняшнего нашего миросозерцания!

 

Так и сказки. Они не просто сочинены и брошены, но оставлены. Нам или не нам, но они хранятся в пластах культуры не для забвения их истинного смысла и не для оправдания их вечностью наших сиюминутных проблем.

 

Сказка «Колобок» по сути — солярный миф, она об устройстве Вселенной. Именно Вселенной она соразмерна, вписана в неё.

 

Мне пришёл такой образ: сказка – это ключ от вселенских часов, а сказывание её – поворот этого ключа, завод механизма.

 

Таково предназначение сказки. И таково значение Человека.

— Не ешь меня, Лисонька, — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его — ам, и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость

Предков.

Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни «почти ватрушкой», как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели её пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Недаром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). «Замес» Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — «съедают» часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля (по современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля)

Попросил Рас Деву: «Испеки мне колобок.»

Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла колобок.

По моему, если память мне не изменяет сказка так начиналась.

Сказки — МУДРОСТЬ НАШИХ ПРЕДКОВ. Шифр, оставленый ими, для нас ( потомков). Одна из наших задач разгадать эти шифры и рассказать еще не рассказаные сказки. К примеру возьмем живую и мертвую воду ( часто встречающуюся в сказках) Ой не так то все это просто! Сама вода — чистый лист, а вот, что туда положишь (наговоришь) так она и «работать» будет. Может убить, а может и излечить.

 

Читайте также:

Добавить комментарий