Родоница — 30 апреля. Праздники Живин День, День Всходов, Красная горка

Родоница (укр. Радуниця, Тризница) Тридцатого березозола заканчиваются последние весенние холода. С заходом солнца открывают зачин.{jcomments on}

 

 

В этот день поминают предков, призывают их посетить землю: «Летите, милые деды…» Ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель, пшённую кашу, крашенные яйца-писанки. После зачина начинается тризна: воины на горе «боряхуся по мертвецы», показывая своё боевое искусство. В славянский праздник Родоница поминают и чтут предков, тризнуют о них. И своих собственных родных умерших, и павших в боях за род славянский воинов, и живших до нас пращуров.

С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь. Побеждает тот, чьё яйцо укатится дальше, не разбившись. К полуночи, на той же горе раскладывают дрова для большого костра. Заполночь начинается праздник — Живин день.

 

Жива (сокр. форма имени Живена, или Ziewonia, что означает «дающая жизнь») — богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруги Дажьбога. Богиня Весны и Жизни во всех её проявлениях; подательница Жизненной Силы РОДа, делающий всё живое собственно живым. Она — Богиня Животворящих сил природы, весенних бурлящих вод, первых зелёных побегов; покровительница юных девушек и молодых жён. С приходом христианства её культ заменила собой Параскева Пятница.

 

Женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Прославляют Живу, богиню жизни, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы:

«Кто прыгнет высоко
У того смерть далеко.»

На той же высокой горе затевают весёлые игрища и хороводы вокруг костра:

«Коло яри светом зарим
Мару борем, благодарим
Ярило, Ярило, яви свою силу!»

Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну:

«Жаворонушки, летите!
Нам зима-то надоела
Много хлебушка поела!
Вы летите и несите
Весну красную, лето жаркое!»


Весь наступающий день первого травня посвящают отдыху. В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.

Второго травня — День всходов (Всходы, Соловьиный день) Празднование Дня Всходов начинается на вершинах гор или холмов. В этот день благодарили Мать-Сыру-Землю и Ярилу Сварожича за первые ростки на полях. Ещё несколько дней назад земля была пуста — и вот уже всё оживает прямо на глазах, а с вершины холма это особенно хорошо видно. Всё начинает расти, цвести, благоухать совершенно особым весенним запахом, поют соловьи. Весна пришла на Русскую Землю!

Все три праздника проводят один за другим на высоких горах или холмах, с которых уже сошёл снег и расцвели первые весенние цветы, почему и объединены в один великий праздник — Красную горку. Название «Красная Горка» часто произносят и сегодня, но мало кто знает, почему этот праздник так называется. А дело в том, что празднование всех этих трёх праздников проводят на высоких «красных» холмах или горках. К этому времени снег с вершин уже сошёл, холмы согрелись в лучах солнца, покрылись цветами, стали «красными», то есть «красивыми».

С 22 апреля (цветеня) по 10 мая (травеня) отмечается праздник «Красная Горка», который начинается с Лельника и заканчиваются ко Дню Земли-Матушки. Это праздник красной весны, веселья, хороводов, символизирующий встречу парней и девушек, праздник поцелуев и начала половой жизни, сродни тому, что Весна — это начало новой жизни для всей приРОДы, тако же это ещё и первое весеннее гуляние молодых девушек. Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Праздник продолжался в течение нескольких дней или даже недель и потому был настоящим событием в жизни молодых людей.

 

 

 

Как только земля освобождалась от снега, а это, в первую очередь, небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодёжи, детские игры, песни и хороводы. С этого и пошло название таких горок «красными», то есть красивыми. В славянских наречиях слово «красный» употребляется в значении «красивый, цветущий, весёлый, отрадный», в отличии от чермного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей своей красе. Красная горка — значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки и пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.

 

 

 

По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки («закликали», или «заигрывали», весну-красну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски. Красная горка — торжество любви, зарождения чувств и надежд. Раньше, на Красную горку знакомились девушки и парни, выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию. На Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Старинная русская пословица гласит: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся». Считалось дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят Красную горку дома, ибо в таком случае они не смогут найти себе пару или же жениху достанется распоследняя невеста, а ей никудышный жених, так как самых лучших «разберут» другие, и что ещё хуже — с непослушными случиться несчастье. Весельем же заправляла кума или девица, которая была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила всех игр.

 

 

 

С распространением христианства на Руси сей праздник был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (Пейсаха) — так называемому Фомину дню (или Фомину воскресенью), сей день в церковном календаре тако же носит название «Антипасха». За Фоминым днём следует Фомина неделя, которая и называется в народе Красной горкой. Иногда его могли праздновать на следующий день — в понедельник, иногда — в Юрьев День (день весеннего выгона скота — 23 апреля). Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздников и встречали эту пору года. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы, однако в некоторых местностях она начиналась или заканчивалась поминанием покойников (на кладбищах). Красная горка была одним из самых любимых праздников на Руси.

 

 

 

Из хороводных игр Красной горки было известно во всей Руси сеяние проса. На игрище собирались под вечерок красные девицы и добрые молодцы на луг или на улицу. Сначала отдельно девушки и отдельно юноши, потом соединялись в одну компанию. Появлялась так называемая хороводница, или всеобщая кума, и запевала:

 

 

 

«Как на улице дождик накрапывает, хоровод красных девок прибывает.

Ох, вы, девушки, поиграйте! Уж вы, холостые, не глядите!

Вам гляденьицем девушек не взяти, уж как взять ли, не взять ли по любви,

Что по батюшкину повеленью, по матушкину благословенью».

 

 

 

Играющие расходились на две стороны, одна против другой; хороводница стояла впереди первой половины. Первая половина начинает песню, ей отвечает вторая:

 

 

— А мы просо сеяли. Ой, Дид-Ладо, сеяли.

— А мы просо вытопчем. Ой, Дид-Ладо, вытопчем.

— А чем же вам вытоптать? Ой, Дид-Ладо, вытоптать?

— А мы коней выпустим. Ой, Дид-Ладо, выпустим.

— А мы коней переймём. Ой, Дид-Ладо, переймём.

— А чем же вам перенять? Ой, Дид-Ладо, перенять?

— Шёлковым мы поводом. Ой, Дид-Ладо, поводом.

— А мы коней выкупим. Ой, Дид-Ладо, выкупим.

— А чем же вам выкупить? Ой, Дид-Ладо, выкупить?

— А мы дадим сто рублей. Ой, Дид-Ладо, сто рублей.

— Не надо нам и тысячи. Ой, Дид-Ладо, и тысячи.

— А что же вам надобно? Ой, Дид-Ладо, надобно?

— Нам надобно девицу. Ой, Дид-Ладо, девицу.

 

В это время из второй половины переходит девушка в первую. Вторая половина поёт:

 

— Нашему полку убыло. Ой, Дид-Ладо, убыло.

— Нашего полку прибыло. Ой, Дид-Ладо, прибыло.

 

Песню начинали петь снова, продолжая до тех пор, пока все девушки из второй половины не перейдут в первую.

 

 

 

Этнографические сведения:

 

 

В некоторых сёлах Владимирской области в Фомино воскресенье исполнялись особые ритуалы. После обедни где-нибудь на открытом месте улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь песни и медленно подходить к «новожёнам», которые давали им по куску пирога и по одному яйцу.

 

 

 

Красная горка в северном Поволжье имела название «Кликушкиного воскресенья», так как в этот день односельчане ходили к домам молодожёнов, окликали их, а те за это выносили им по яйцу и чарочку водицы или кваса.

 

 

 

В Калужской области в это воскресенье встречали весну. Соломенное чучело, укреплённое на длинном шесте, ставили к горке; вокруг него собирались женщины и мужчины. После песен садились вокруг, угощали друг друга яичницами. Вечером с песнями и плясками чучело сжигали.

 

 

 

В Спасске девушки и женщины в траурном платье (чёрном и белом) шли после обедни на кладбище с разным кушаньем и питьем кланяться покойным родственникам. Плакали, причитая, катали яйца на их могилах, а потом если и пили, выливая остатки кваса на могилы. Позже, переодевшись дома в праздничное платье, шли играть на красную горку.

Читайте также:

Добавить комментарий