Ярило Вешний. 23 апреля

Ярило – славянский бог солнца, а также страсти и пламенной любви. Ярило – древний бог ярой жизненной силы. Его имя родственно словам «яркий», «ярый», «яростный»; корень «яр» в славянских языках связан с весной («ярец» — май), хлебом («яровые») , молодыми животными («ярочка» — овечка, «переярок» — волчонок), любовной страстью («ярун» — токующий тетерев или бык-производитель) и гневом («ярость»). {jcomments on}

 

В России этот бог известен как Ярило, Ярила или Ярун (летописец Ананий Фёдоров в 1754 году сообщал о почитании в городе Суздале бога Яруна), в Белоруссии он – Ярыла, на Украине – Джурило (Журило). Западные славяне называли его Яровитом. Славили Ярилу (под различными именами) также сербы, болгары, хорваты, словенцы… После христианизации славян Ярилу стали называть святым Георгием \ Юрием \ Егорием Храбрым.

Ярило способствует земному плодородию, любви (в Сербии девицы молили св. Юрия о женихах) и деторождению.  Он же – бог-пастух, оберегающий скот от хищных зверей, болезней и колдунов.

У белорусов, по свидетельству Древлянского, ещё в 19 веке сохранялся древний праздник встречи Ярилы, которого они представляли в виде босоногого юноши на белом коне, в белом плаще и с венком на голове.  В его левой руке – сноп колосьев ржи, в правой – человеческая голова. В конце месяца цветня (27 апреля),  белорусы встречали всадницу, наряженную Ярилой (выдающийся исследователь религий Мирча Элиаде пишет: «Двуполость фигурирует среди атрибутов божеств именно в качестве парадигматического выражения творящей силы. (…) Большинство божеств растительности и плодородия двуполы или несут на себе следы андрогинности»; по-видимому, с этим связано исполнение роли Ярилы девушкой),  и вели коня по полям с песней:

«Волочился Ярило,
Да по всему свету
Полю жито родил,
Людям детей плодил.
А где он ногою,
Там жито копною,
А где он глянет,
Колос зацветает».

Все участники обряда были в венках из цветов, а вокруг «Ярилы» длинной вереницей вился хоровод.

В этот день проводится важный обряд — Отмыкание Земли. Кроме этого, впервые после зимы выгоняется до зари скот на траву. Ярило (как и Хорс) ещё и покровитель коней. Рано утром молодёжь обходила все дворы с приговором:

 

Ты спаси скотинушку,
Нашу сиротинушку,
Всю животинушку,
В поле, да за полем,
В лесе, да за лесом,
В лесу за горами,
За широкими долами,
Дай ты скотине траву да воду,
А злому медведю пень да колоду!

 

Перед выгоном скотины, хозяева гладили животных по хребту крашенным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которым потом одаривали пастуха. После чего скотину выгоняли веткой вербы во двор и кормили “бяшками” — особыми хлебцами. Перед выгоном со двора под ноги скотине выкладывали поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скот знал дорогу домой. Пасут скот до тех пор, пока роса спадёт. Пастух гудит в рожок, оповещая народ о начале обряда “обхода”, после чего, взяв в руки решето, трижды обходит стадо посолонь (на жизнь) и трижды противосолонь (на смерть). После правильно проведённого обряда вокруг стада выстраивалась невидимая волшебная изгородь, которая защищала “от змея ползучего, от медведя могучего, от волка бегучего”. После чего волшебный круг замыкался железным замком. С этого дня начинаются весенние свадьбы. Мужчины и женщины катаются по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми. С этого дня начинали катать яйца с красной (красивой, покрытой первыми цветами) горы. Делали особый желоб из ствола дерева, с круглыми “воротами” на конце. По этому желобу начинали катить крашеное расписное яйцо. Чьё дальше укатится, тот и победитель. Вечер заканчивался всеобщим гулянием.

 

 

 

Вече — Ярила Батюшка (альбом «Забытая История»)

Читайте также:

Добавить комментарий