Лельник – девичий славянский праздник. 22 апреля

Дочь Лады – Леля-Рожаница!
В миг пробуждения земли
Явись, чтобы на свет родиться
Ростки весенние смогли!

На праздник девичий апреля,
На хороводы под луной —
Мы ждем тебя сегодня, Леля —
Богиня юности земной!{jcomments on}

БОГИНЯ ЛЮБВИ И ЮНОСТИ — ЛЕЛЯ

У славян была своя богиня юности и любви – Богиня Леля, дочь Лады Богородицы – богини материнства и покровительницы всех славянок. Считалось, что до замужества все юные девушки-славянки находятся под покровительством вечно юной Лели.

Существовал даже особый праздник посвященный Леле – Лельник. В этот день, который по современному календарю приходится на 22 апреля, все славянские девушки совершали обряды, посвященные Лели и просили у нее взаимопонимания с любимым молодцем и счастливого замужества.

Вот примеры любовного и свадебного приворота, которые наиболее эффективны в женские славянские праздники, которым покровительствуют славянские богини.

Любовные чары:

«Река с рекой сливается, роща с рощей срастается, цветок с цветком сплетается, трава с травой свивается. Той травы возьму пучок, заплету цветы в венок, через рощу пронесу, по ручью венок пущу. Унеси вода венок, на сплетение дорог, наделив (Имя) впрок, ликом – вызвавшим восторг».


Свадебный приворот:

«На море Океане, на острове Буяне, на Алтаре сидит Царица – Злата Заря-заряница. Нить судьбы плетёт Зарница, добру молодцу явиться – суженным красной девицы. Вяжет узелок Царица – Злата Заря-заряница, (Имя) молодцу рядиться под венец вести десницей – (Имя) красную девицу. Окроплю водой десницу, влагой узелок крепится – добру молодцу томиться, страстной жаждою жениться. Узел развязать не сможет, даже тот, кто кости гложет».

Лельник проводили на природе – выбирали открытое место Красную горку и там совершали обряды. Издали можно было видеть, как девушки в нарядных сарафанах, взявшись за длинные атласные ленты, привязанные к капи Лели, водят хоровод.

Девушки выбирали из своей среды самую красивую, и она исполняла роль Ляли. Для Ляли изготавливалась особая дерновая скамья, которая, очевидно, должна была символизировать землю с начавшей прорастать растительностью. На середину скамьи садилась увенчанная венком Ляля, а по сторонам от нее на скамью укладывались приношения: по одну сторону — хлеб, а по другую — кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. У ног Ляли лежали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Ляли, прославляя ее как кормилицу и подательницу урожая. По окончании хороводной пляски и пения Ляля наделяла девушек венками. Этот весенний праздник с угощением Ляли продуктами земледелия и скотоводства, связанными с растительной вегетативной силой (хлеб и молочное), проводился накануне другого очень важного празднества славян — первого выгона скота в поле, обставленного множеством заклинательных обрядов, знаменитого Ярилина дня 23 апреля.

«Иногда в празднике, посвященном Лелю, участвовали две девушки, олицетворявшие Леля и Ладу. Вероятно, в данном обряде сохранилось древнейшее представление о том, что богиня плодородия в большинстве мифов как бы разделена на двух персонажей — рожаниц. Отголоски этого мифа сохранились в древнегреческом сказании о Деметре и ее дочери Персефоне. Двойное изображение встречается и на знаменитом сбручском идоле. Исследователи установили, что на нем изображены главнейшие боги славян, среди них и Лада вместе со своей дочерью или помощницей.»

«Леля, Ляля — богиня плодородия, согласно «Синопсису» — вторая Рожаница, дочь Лады, богиня деторождения, сходная с Артемидой («Повесть о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе» (XVI век записи), в нижней ипостаси соотносимая с Персефоной.

Её день — понедельник. Её дерево — рябина или береза («во поле береза стояла, Лели-Лёли стояла»), металл — серебро. Культ Лели и Лады подробно рассмотрен академиком Рыбаковым в книге «Язычество древних славян».

Ключевые слова: Любовь; Вода; Влечение; Леля.

Богиня руны (Лагуз, буквица «Л») — Леля — почиталась славянами как дочь Великой Матери Лады. Имя ее связано с очень широким кругом древних корней, таких, как «ляля» («дитя, девочка»), «лелеять» и так далее, вплоть до санскритского «лила» — «игра». И сама юная богиня Леля, сестра Яровита, и ее руна связаны со стихией воды, а конкретнее — живой, текучей воды, струящейся в родниках и ручьях.

В магии руна Лели — это руна интуиции, знания-вне-разума, Силы, ведущей в странствии-поиске, а также — весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.

Леля — женское божество, и она — покровительница женщин и молодых дев. Ее просят о суженом. Праздник имеет название «ЛЕЛЬНИК».

В Ляльник мужчины всячески чествуют Женщин. И единственным приношением древнерусской прародительнице — богине любви Леле являются цветы.

Именно благодаря славянским обычаям празднования Женских Дней мы обязаны традиции дарения цветов. Срезанные цветы являются средством поддержания женской красоты — посредством передачи от цветов жизненной силы.

Именами матери богини лады и её дочерей названымногие места на Руси. Напомним, Леля — богиня девичей любви; Жива — богиня жизни; Мара — богиня смерти (основа христианского культа).

Именем Лели названо множество географических пунктов: река Лада (Россия, Псковская область), река Лада (Латвия), река Лада (Польша), река Бяла Лада (Польша); село Лада (Россия, республика Мордовия), посёлок Лада (Румыния), река Лада (Латвия), посёлок Борова-Лада (Чехия); река Ляля (Россия, Пермский край), река Ляля (Россия, Свердловская область), река Полуденная Ляля (Россия, Пермский край); посёлок Старая Ляля (Россия, Свердловская область, Новолялинский район), село Ляля-Титово (Россия, Свердловская область, Новолялинский район); река Лель (Россия, Пермский край), реки Асыввыв-Лель, Улыс-Лель, Катыд-Лель и Войвыв-Лель (Россия, Пермский край); село Лель (Россия, республика Коми), село Лель (Россия, Пермский край), посёлок Лель (Россия, Чукотский автономный округ, Билибинский район), село Верх-Лель (Россия, Пермский край).

От имени Лады есть много производных: Ладовать (Волынь) — славить свадьбу; Ладковать (Рязань, Тула) — сватать; Лады (Калуга) — помолвка; Ладины (Осташков) — сговор; Ладканя (Зап. Украина) — свадебная песня; Ладованье — пение весенних песен; Ладовицы — исполнительницы весенних песен; Ладованье — песни на юрьев день; Ладуванье (Болгария) — гадание о женихе; Ладино хорб (Болгария) — весенние хороводы; Ладино коло (Болгария) — весенние хороводы.

Анонимный русский автор 17-го в., сочинение которого использовал Гизель, прямо называет Ладу матерью Леля и Полеля. Существует древнерусское обращение к матери Ладе, связанное с обрядом закликания весны: Благослови, Ладо-мати, весну закликати!

Б.А. Рыбаков приводит описание обряда, посвящённого Леле: «Обряд наблюдался у украинцев и белорусов юго-западного края России. Проводился он в канун Ярилина дня, 22 апреля; эти дни назывались «красной горкой». Во время раскопок в с. Гочеве Курской обл. в 1939 г. мне и другим участникам экспедиции довелось видеть, как «играли Лелю». Точный день предстоящего игрища заранее не был известен; о нем узнали только накануне. Под вечер на большой площади собралось несколько десятков старух, женщин и девушек (включая подростков) в особых, хранимых для этого случая, белых одеждах. Они все образовали огромный, очень торжественный хоровод и, подняв руки к небу и медленно притоптывая, двигались по кругу. При этом пелись свадебные песни. Мужчин вокруг хоровода не было даже в качестве зрителей. Календарю это празднество не совпадало с весенним циклом (июль) и, очевидно, соответствовало по смыслу проводам Лели.

Жертвовали ей полевые цветы и травы, водили хороводы вокруг ее чура — выточенной из березы юной богини любви. Участвовали в этом празднике только девушки.

Обычай украшать дома утварь и одежду изображениями птиц тоже восходит корнями к культу Рожаниц. Птицы были посвящены богине Леле, они были её посланницами и слугами, именно птицы приносили на своих крыльях весну, и птицы же легко поднимались из нашего Среднего мира в мир Верхний — недаром они крылаты. Изображения птиц очень распространены в обиходе — это и обычай печь печенье в виде жаворонков к приходу весны и посуда — ковши и братины в виде стилизованных птиц (уток и лебедей), и женские обереги в виде уточки. Пожелание любви, вечной весны — вот что это такое. Какая же женщина откажется от подобного.

Изображать петухов на жилищах и одежде стали позднее. Это — солярный знак, причем, мужской. Петух своим криком будит Ярилу — Солнце, вызывая его в средний мир. Петуха боится нечисть отголоски этой веры существуют и сейчас, например, вампиры и живые мертвецы исчезают после «третьих петухов».

Надо ли говорить, что стилизованные растительные и цветочные орнаменты посвящены богине Леле. С развитием земледелия именно Леля покровительствовала урожаю, а Лада оставалась богиней плодовитости».


ПИСАНКИ И КРАШЕНКИ, КРАСНАЯ ГОРКА

Со всеми весенними праздниками славян связана традиция крашения яиц.

«В весенней обрядности, во время Лельника и др. повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами.

На протяжении всей весны происходила раскраска яиц «писанок», «крашенок» — и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую орхаику. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием языческих представлений.

Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился «з солью, з хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на Юрьев день и Лельник, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху.»

Игры с яйцами-крашенками на Лельник:

Гадание на замужество:

Девушки поочередно, с помощью колотушек, катят свое яйцо-крашенку к капи Лели. Важно, чтобы при последнем ударе яйцо раскололось о капь – тогда девушка выйдет удачно замуж.

Гадание на замужество:

Девушки поочередно раскручивают крашенки. Если острый конец яйца останавливается напротив куклы Лели, то девушка выйдет замуж. По тому насколько близко находится яйцо напротив куклы определяют долго ли еще «ходить в девках».

Гадание на замужество:

Девушки одновременно скатывают крашенки с горы. Та, чье яйцо-крашенка укатится дальше всех, первая выйдет замуж.

СЛАВЯНСКИЙ ГОРОСКОП.

Все славянские девушки, родившиеся в период с 21 апреля по 21 мая, находятся под покровительством богини Лели, которая дарит им красоту и обаяние, которое сохраняется у них очень долго.

Слово «ЛЕЛЕЯТЬ» однокоренное имени Богини ЛЕЛИ, и обозначает оберег этой богини. Современные славянские мастера предлагают оберег Лели.

Оберег для девочек в возрасте от 3-х лет и до возраста невесты. Оберегает, раскрывает способности, дарит привлекательность, обаяние и нежность. Робким придает уверенность в себе, грубоватым придает женственность и мягкость. Этот оберег находится под покровительством двух Рожаниц — Богинь Лады и Лели, изумрудно-зеленый и голубой — их традиционные цвета. На внешней стороне оберега «Ладинец», на оборотной стороне — изображение Лели.

Нужно отметить, что следом за девичьим праздником Лельником идет мужской славянский праздник – ЯРИЛА ВЕШНИЙ (в христианском народном календаре — ЮРЬЕВ ДЕНЬ), 23 апреля.


ЯРИЛА ВЕШНИЙ
– Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав.

«Православные» христиане отмечали 23 цветеня/апреля день Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) – Победителя Змея. Змей — это олицетворение Аримии (древнего государства на месте нынешнего Китая), которое в 4000-летии до н.э. развязало войну против славян-ариев и было ими побеждено.

В народе существовали следующие приметы, соотносимые с этим днем:

«Егорий Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет»,
«Егорий с росой, а Никола[21] с травой»,
«Егорий с теплом, а Никола с кормом»,
«Егорий Храбрый – зиме ворог лютый».

Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище – на Ярилину (Егорьеву) росу. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!»

Купались в росе, приговаривали:

«Будь здоров, как Ярилина роса!»,
«Ярилина роса от семи недугов»,
«На Юрия роса – не надо коням овса»,
«Гони животину на Юрьеву росу».

Просили Ярилу (Егория) – Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря – оберечь скот от всякого хищного зверя.

На Юрия запахивали пашню, говорили:
«На Юрия выезжает и ленивая соха»,
«С Егорья – начало сева яровых».

По Юрьеву Дню определяли урожай яровых хлебов:

«На Юрия мороз – будет просо и овёс»,
«На Егория мороз – под кустом овёс»,
«На Юрия мороз – гречихи воз»,
«На Егория роса – будут добрые проса».

«23 апреля – На Юрьев День (ЯРИЛА ВЕШНИЙ) Егорий разъезжает по полям на белом коне.
«Егорий весну начинает, Илья лето кончает».
«На Руси два Егория: холодный (26 ноября) и голодный (23 апреля)».
«С Егория хороводы, с Дмитрия посиделки».
«С Юрья дня по Семен день (Покров – 14 октября) сроки сделкам и наймам».

Все мужчины, рожденные в период с 21 апреля по 21 мая, находятся под покровительством ЯРИЛЫ.
Образ Ярилы дошел до наших дней в русских БЫЛИНАХ. Ярила силен так, что его сумочку с горстью земли не может поднять даже сам Илья Муромец. Ярила – это образ былинного землепашца, который в лихое время всегда готов встать на защиту родной земли.

Леля – вечно юная дочь богини плодородия Лады – покровительствовала весне, любви, женскому здоровью, браку, деторождению.

От богини Мары и Живы, сестёр Лели, пошёл русский народ и все славянские народ. А Леля в памяти русов так и осталась олицетворением девичей чистоты, непорочность, любви и нежности.

ГТРК «Нижний Новгород» Лельник.

 

Читайте также:

Добавить комментарий