Русская матрёшка

Матрёшка (уменьш. от имени «Матрёна», восходящего к латинскому слову «Matrona» — знатная дама, мать семейства) — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть или более. Mатрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.{jcomments on}

 

 

 

Возникновение матрёшки

Считается, что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии. По некоторым данным, матрёшки появились в России только после Русско-японской войны и возвращения из Японии в Россию военнопленных.Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах XIX века, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.
Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек.

Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся не вполне ясным.

Японские матрёшки — такие …

 

Матрешка — Россия, Russia

Матрешка — наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, явление мирового масштаба.

Первая русская матрешка появилась в конце XIX века, тем не менее она снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства.

Предшественницей и прообразом русской матрешки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезенного с острова Хонсю. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушкувыточил безвестный русский монах.

Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. В последствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшегосимвола человеческой культуры.

Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: задевочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца.

Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили с легкостью. Принцип изготовления матрешки остается неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев.

Как правило, матрешки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, береза, ольха, осина. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрешки.

До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрешкой. Чтобы выточить на токарном станке куклу, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов — ножом и стамесками разной длины и конфигурации. Обычно первойвытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрешка готова кросписи.

До конца 90-х годов прошлого века матрешки вытачивали и расписывали в московской мастерской «Детское воспитание», а после ее закрытия в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. По приданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троицко-Сергиева монастыря Сергей Радонежский, основанного в 1340 году. Он лично одаривалигрушками детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие. Их покупали в Сергиевом Посаде, куда на богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари со своими чадами и домочадцами.

В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. С конца XVIII — начала XIX века до нас дошли резные деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике, пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Первые матрешки своими формами и росписью тоже фиксируют эту пеструю разнообразную жизнь v девушек в русских сарафанах с корзинами, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове; жениха и невесту, держащих свечи в руках; пастушка со свирелью; старика с окладистой бородой. Иногда матрешка представляла собой целую семью.

Благодаря огромной популярности матрешки, в России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи. Теперь не только Сергиев Посад славился изготовлением игрушек, но и город Семенов в Нижегородском крае. Знаменитаясеменовская матрешка отличается от матрешек других центров своей многоместностью, в нее вкладывают до 15-18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр. Своеобразны и семеновские парные матрешки-футляры «Русский молодец» и «Русская красавица».

Полховский Майдан — еще один центр по изготовлению и росписи матрешек, расположенный на юго-западе Нижегородскойобласти. Основной элемент полховско-майдановской матрешки — многолепестковый цветок шиповника («роза»), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках.

В находящимся неподалеку селе Крутец роспись матрешек отличается тяготением к экспериментам. Это относится не только к характеру росписи, но и к самой форме изделия.

Вятская матрешка v наиболее северная из всех российских матрешек. Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 60-е годы, когда матрешку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой. Для инкрустации использовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную.

Как вид народного искусства матрешка обладает огромным потенциалом для передачи событий, развернутых во времени и пространстве, для изображения памятников архитектуры древнерусских городов Владимира, Суздаля, Новгорода и других, для знакомства с декоративными мотивами традиционных центров русской народной культуры. Все чаще можно встретить матрешку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех».

Роспись матрешки вбирает в себя все яркое, свежее, связанное с обновлением общества. Новые поколения пленяются свежестью воображения создателей народной и авторской матрешки.

Матрешка — это произведение и скульптурное и живописное, это образ и душа России.

 

О матрёшке

Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф.

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии.

Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума — лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

А первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Первые матрешки, которые выпускались артелью «Детское воспитание» хоть и предназначались детям, стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых.

На конец XIX века пришелся настоящий матрешечный бум. В ответ на неожиданный спрос появились и производители. Уже через несколько лет практически весь Сергиев Посад рисовал матрешек. Именно там оказалось и множество опытных токарей, и отличный материал: береза и липа. Рисовали семейными артелями и старики и дети.

В основном русские матрешки изображали девушек и женщин: в русских сарафанах и платках, с корзинкой, цветами, хлебом-солью и т.п. За границей, особенно в Германии и Франции, российские матрешки оказались особенно популярны, и в начале 20 века начался массовый вывоз матрешек за границу.

Матрешечный бизнес оказался настолько прибыльным, что вскоре появилось еще несколько центров матрешечного дела: в г. Семенове Нижегородской губерниии и с. Полхов-Майдан. Более того, именно тогда стали появляться и первые заграничные подделки. Несколько немецких фирм вытачивали и разрисовывали матрешки, выдавая их за русские.

Несмотря на то, что и до сих пор можно встретить матрешек неожиданных форм: шаро- или конусообразных, в форме шкатулок и укладок для бутылок, самыми популярными были и остаются фигурки имитирующие женское тело, правда сергиевские куклы как правило плотнее и приземистее семеновских.

Кроме популярных за границей матрешек, изображавших «русских баб и девок», артели стали выпускать исторических матрешек (Кутузов, Наполеон), литературных (с персонажами из «Репки», «Иван Царевича», «Золотой Рыбки»).

Что касается количества мест, то самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест. Последнее, кстати, не предел. В 1913 году была выточена 48-ми местная матрешка. Правда, такая кукла большая редкость, её изготовление требует большого мастерства от токаря, а массовый выпуск таких матрешек невозможен.

Как и сто лет назад, теперь в Сергиев Посаде и Семенове вновь рисуют целыми семьями. Фабричные матрешки, выпускаемые там же, оказываются неконкурентоспособными и слишком дорогими. Кстати современные матрешки наименее токсичны. Если дореволюционные «кропильщицы» (рисовальщицы) использовали масло, а на советских фабриках — анилиновые краски, то теперь рисуют в основном гуашью, реже акварелью или темперой. Могут встречаться некрашеные образцы (используется только выжигание и морилка), однако понять это с первого взгляда почти невозможно.

Роспись собственной матрешки — дело трудное, кропотливое, но благодарное, даже если вы будете стремиться просто скопировать существующий образец, непременно получится что-то другое, своё.

Классической темой для росписи матрешек являются цветы. Стоит потренироваться рисовать разнообразные цветы, копируя их, например, с русских подносов, чашек, платков. Однако цветы — лишь одна из возможностей. Элементы орнамента можно придумать самим, а можно поискать в книгах, на шкатулках, шапках и т.п. Что, если попробовать расписать матрешку, используя традиционные орнаменты других народов: китайские, арабские, северные?

Ваша матрешка будет единственной в мире.

Ольга Литвина

 

 

Матрешки в Москве

 

Русская матрешка как составляющие тел и оболочек человека

Читайте также:

Добавить комментарий