Русский дом. Часть2. Дом-Вселенная

1

Наши дома — это зеркальное отражение нас самих. Они отражают наши интересы, наши убеждения, наши сомнения, наш дух и наши пристрастия. Они говорят о том, как мы ощущаем себя и мир вокруг нас. Дом — это больше, чем комфортное и безопасное пространство. Это место, где вы можете встретиться лицом к лицу со вселенной. Это точка пересечения пространства и времени, которая принимает энергию или отражает её. Д. Линн, «Священное пространство»{jcomments on}

 

Дом мыслится не просто сооружением, цель которого — укрыть от непогоды, холода, врага и обеспечить более комфортные, нежели вне его, условия существования.

«Крестьянский дом обычно строился как модель Мира. Печь представляла собой землю, а противостоящий ей красный угол с иконами — Солнце и Бога на небе…

…Ближе всего к жерлу печи находится женский угол (кухня). Женская, рождающая стихия, действительно, связана с печью-землей.

Помимо прочего, вызывает интерес символика центрального столба, который является осью коловращения Мира. Он также может быть представлен как некий центральный принцип, объединяющий Черного бога земли и Белого Бога, сопоставляемого с небом. [Белкин И. Как выглядел Черный Бог? // Мифы и магия индоевропейцев — М., 1997.— Вып.4.]

Иными словами, дом, жилище можно рассматривать как подобие «особого места», или места Силы, обладающего заданными свойствами, функциями, которые можно условно обозначить как «охрана и защита».

Можно проследить схему планировки, общую как для дома (двора) и населенных пунктов, так и для мест, где возводили культовые сооружения. В каждом случае использовались ритуалы, которые, если и отличались в деталях, несомненно, были тождественны в главном, поскольку выражали одну и ту же идею. Различие вытекало из функционального назначения, хотя жилище также могло выступать и в качестве культового сооружения: известно, что в дохристианские (да и в позднейшие) времена значительное количество обрядов проходило внутри дома под руководством главы семьи.

«Внутри дома проводился целый ряд языческих празднеств. Речь идет не только об узкосемейных делах вроде крестин, постригов, сватовства, свадьбы, похорон.

Почти все общесельские или общеплеменные многолюдные соборы и события проводились в двух планах: какая-то часть обряда совершалась на площадях, в святилищах и требищах, а какая-то — каждой семьей в своей хоромине, у своей печи, у своего коника.

Нового гадания и заклинания будущего урожая, колядки и щедровки, маскарады, медвежьи комоедицы, масленичные разгульные пиры с блинами, обряды, связанные с первым выгоном скота, празднование урожая и многое другое — все это начиналось в каждой семье, внутри дома, где глава семьи «князь» по свадебной терминологии) выполнял функции жреца и руководил всем праздничным церемониалом». [Рыбаков Б. Язычество древней Руси. — М., 1991.]

Недаром утверждение «дом мой — храм мой» было одним из главных тезисов средневековых еретиков-стригольников. Нечто подобное находим мы и у старообрядцев. Сооружение и ориентация жилища в пространстве, как мы уже знаем, обычно сопровождались многочисленными магическими действиями, регламентировались временными и иными правилами и запретами.

«Засулье состояло из двух порядков домов. Оба порядка выходили окнами к реке, потому что это был юг. Этому особенное значение придавалось здесь, на Севере». [Круглова О. Мой Север // Панорама искусств. — М., 1986. — Вып.9.]

Не исключено, что такой обычай насчитывает не сотню лет, а тысячелетия. Здесь воедино переплелись и сугубая утилитарность, и присущее человеку стремление к красоте, и символика архаических верований. Древние дома-землянки не имели окон, а южная сторона светлее, чем все остальные, поскольку оттуда светит Солнце. Но в то же время ориентированный выходом на юг дом лучше защищён от неблагоприятных воздействий — от «злых духов»

Сакральную символику несёт также и двор. Это можно проследить, скажем, по обрядовым песням.

«Как ходила Каледа окануне рождества,
Как искала Каледа николаева двора!
Как пришла Каледа к Николаю на двор.
Николаев-он двор, он не мал, не велик:
На семи верстах, на восьми столбах,
На восьми столбах — на высоких кораблях!
Столбы точеные, позолоченные!
А вокруг его двора — железный тын,
На каждой тычинке — по замчужинке».

[Цит. по: Розов А. К сравнительному изучению поэтики календарных песен // Поэтика русского фольклора. — Л., 1981. — (Русский фольклор. — Т. ХХI)]

В приведенной кодядке интересно не только описание устройства двора, но и упоминание имени его хозяина: «Николай» — достаточно распростраiiённое мужское имя, которое, однако, устойчиво ассоциируется с соответствующим святым. О передаче функций и атрибутов древних языческих божеств христианским святым говорено уже немало, в том числе — и о наделении Николая Угодника некоторыми атрибутами Велеса… То есть в данном случае имя — выражение, скорее, архетипа, чем конкретной личности или святого.

* * *

Логично предположить: у «правильно поставленного» дома должна быть какая-то особенная пространственная ориентация, его размещение относительно энергосиловых структур на поверхности земли (сетей Хартмана и др., значимыми элементами которых являются полосы и узлы — точки пересечения полос) может быть аналогично, например, той, которую обнаружил профессор П. Поддар в Гималаях. [Poddar P. Mysterious energies in and around us // Architecture & Design. – Delhi , 1991.] По его сведениям, дом размещали с таким расчетом, чтобы каждое из внутренних его помещений оказывалось внутри ячейки геобиологической сети.

Ячейку ориентированной по сторонам света геобиологической сети можно считать низшим уровнем организации силовых структур планеты. Предполагают, что стандартная ячейка сравнительно невелика. Например, для сети Хартмана она составляет приблизительно два на два с половиной метра. Однако далеко не каждый узел этой сети является значимым (то есть вредным для здоровья). Я, правда, не возьмусь пока утверждать однозначно, будто традиционные дома строились с учётом возможного воздействия на человека именно геобиологических сетей, но совершенно ясно: многие элементы домов предназначены для защиты людей от опасных воздействий. Более того, защита (неважно, реальная или символическая) распространялась и на двор дома.

 

Источник

 

Дом из глины и соломы


 

Читайте также:

Добавить комментарий